Уважаемые читатели!
В этом выпуске мы представляем подборку статей, посвященных вопросам применения технологии геоинформационных систем (ГИС) для развития бизнеса и описывающих передовой опыт их внедрения в разных по масштабу и видам деятельности компаниях. Кроме того, вашему вниманию предлагаются статьи по использованию ГИС в таких областях, как оперативная гидрометеорология, муниципальное управление, коммунальное хозяйство, управление аэропортами, социальные исследования и планетарная картография.
Бизнес в широком понимании – это любая деятельность с коммерческой направленностью. Она подразумевает получение прибыли и других преимуществ, связанных с повышением рентабельности, эффективности или активности, расширением проникновения на соответствующие рынки, продвижением своего бренда и его узнаваемости. Такое понимание имеет очень широкий охват сфер хозяйственной деятельности, по сути – всех ее направлений.
В этом номере мы в большей мере сфокусируем ваше внимание на таких сторонах бизнеса, как ритейл, банковская и финансовая сфера, операции с недвижимостью, сфера обслуживания (включая питание), торговля, страхование, перевозки и цепочки поставок, общее управление активами.
Местоположение имеет значение. Оно оказывает важнейшее влияние на все направления ведения бизнеса. Ознакомившись с представленными примерами из реальной практики, вы сможете лучше понять, как и где географический подход и предлагаемые компанией Esri инструменты аналитики на основе местоположения (Location Analytics) помогают бизнесу улучшать рабочие процессы и находить решения возникающих проблем. Эти методы широко используются тысячами компаний во всем мире для повышения эффективности и продуктивности их деятельности, выработки стратегии и тактики развития, достижения устойчивости и финансового благополучия. Так, например, семь из десяти крупнейших ритейлеров США полагаются на решения Esri Location Analytics при принятии критически важных решений по управлению сетями продаж и завоеванию рынков. Это решение облегчает добавление новой привязанной к местоположениям информации к информации о клиентах и активах и обеспечивает выполнение анализа с помощью интуитивных карт и средств геоаналитики.
В России за последние три-четыре года также существенно выросло число внедрений ArcGIS для выполнения географического бизнес-анализа. Достаточно упомянуть знаковые ГИС-проекты: X5 Retail Group, Сбербанк России, Продимекс, ГК Дикси, Магазин магазинов, Росинжиниринг, ПрайсвотерхаусКуперс Консультирование, сети быстрого питания KFC и Pizza Hut, SmartLoc, ДИС Краснодарского края, Мособлэнерго. В настоящее время они находятся на разных стадиях разработки и охватывают многие бизнес-задачи: от геомаркетинга и анализа локальных рынков до оптимизации логистики и управления персоналом.
Записи выступлений с рассказами о применении ГИС в бизнесе, представленные на наших пользовательских конференциях в последние несколько лет, можно посмотреть в их материалах на нашем сайте и на нашей странице на канале YouTube. В апреле 2016 мы провели очередную конференцию «Бизнес-день», на которой присутствовало более 100 представителей из разных организаций. Она была посвящена вопросам применения ГИС-технологий Esri для поддержки управления коммерческими компаниями в новых экономических реалиях. Были представлены новые разработки и методики для решения с помощью геоинформационных технологий широкого спектра бизнес-задач в розничной торговле, логистике, финансах, страховании, строительстве, почтовых службах и других отраслях. Основной акцент был сделан на практических приемах и способах использования ГИС при принятии решений и для улучшения различных аспектов работы компаний: маркетинговых исследований, оптимизации логистики и структуры розничных и банковских сетей, управлении недвижимостью и построении ГИС уровня организации. Были продемонстрированы инструменты геомаркетингового и сетевого анализа, примеры расчетов зон доступности, посещаемости и товарооборота торговой точки, оценки доли рынка и уровня конкуренции. Поскольку важную роль в успешном применении ГИС играет наглядность представления информации, отдельное внимание было уделено современным технологиям визуализации пространственных данных. Был также анонсирован ряд новых продуктов в составе ArcGIS, которые можно успешно использовать для решения многих задач бизнеса.
В течение многих лет организации пришли к пониманию важности применения бизнес-аналитики (business intelligence; BI) для получения конкурентного преимущества и достижения стратегической стабильности на быстро меняющихся рынках и торговых площадках. Однако, еще сравнительно недавно в бизнес-аналитике, как правило, в явном виде отсутствовал критический важный элемент – географическое местоположение. Теперь, благодаря развитию информационных технологий и разработке современных инструментов и методов пространственного анализа в приложении к задачам бизнеса (так называемой геоаналитики), стали намного более доступны и просты в использовании предлагаемые решения, на основе геомаркетинга проводятся многочисленные исследования рынков на всех пространственных уровнях: от глобального до узколокального. Эти новые возможности позволяют добавить новое измерение «Где» в данные, которыми постоянно оперирует бизнес.
В этой области имеется обширное поле деятельности для ГИС-специалистов. Мы являемся свидетелями важной трансформации семейства программных продуктов ArcGIS в полнофункциональную платформу для создания решений и обеспечения взаимодействия на корпоративном уровне. Все большее проникновение ГИС в Web позволяет использовать уникальные возможности этой технологии на всех устройствах, в любое время и в любом месте. Кроме того, вы можете интегрировать вашу ГИС с другими корпоративными системами, в том числе с популярными платформами бизнес-аналитики, управления предприятием и офисными приложениями, предоставляя естественное расширение корпоративных приложений, которое не нарушает традиционные методы работы, а обогащает их новыми привлекательными возможностями.
Инструменты работы с пространственными данными и контентом быстро становятся ключевым компонентом жизненно важных производственных процессов в разных прикладных областях, порождая эру геоаналитики и геомаркетинга. Теперь любой работник организации приобретает возможность превратить столбцы цифр в электронных таблицах в интуитивные и интерактивные веб-карты для рассмотрения и поиска тенденций и типичных примеров, которые без этого были далеко не очевидны. Традиционная бизнес-информация может быть геообогащена и насыщена многими переменными, такими как демография, стиль жизни и поведение клиентов для более глубокого проникновения в суть вещей. Эти обогащенные дополнительным контентом карты можно легко добавить в доклады, отчеты и презентации, ими можно быстро обмениваться в пределах всей организации.
Мы уверены в том, что представленная в этом выпуске информация поможет вам увидеть, как ГИС и аналитика на основе местоположения могут принести ощутимую пользу вашей организации, и мы хотим, чтобы вы рассказали о ваших успехах в применении и от применения этих возможностей. Например, это можно сделать на нашей очередной 22-й пользовательской конференции, которая пройдет 19-21 октября в пансионате «Клязьма».