Карты нефтяных танкеров для защиты океанов и побережий от потенциальных бедствий

Барбара Шилдс, корреспондент компании Esri

 

Oil Tanker Maps Help to Protect the Oceans and Shores from Potential Disaster

 

Карты с маршрутами нефтяных танкеров, зонами риска, данными о прошлых разливах нефти и другой информацией размещены в Web и помогают судовладельцам и властям прибрежных районов Китая повысить готовность к чрезвычайным ситуациям.

Рыбак забрасывает свою сеть в Южно-Китайское море точно так же, как делали его предки. Здешние неглубокие и спокойные воды изобилуют рыбой. И хотя в последнее десятилетие его угодья стало бороздить гораздо больше грузовых судов, рыбак вряд ли осознает, какую опасность они таят для его жизни и работы.

У Китая крупнейшие судоверфи и порты и огромная потребность в нефти. Большая ее часть доставляется в страну танкерами из Саудовской Аравии, Анголы и Ирана. В целом число аварийных утечек нефти продолжает снижаться, несмотря на более плотный судовой трафик. Вместе с тем, интенсификация судоходства, использование устаревших навигационных карт и увеличение числа танкеров создают серьезную угрозу для экологии и экономики прибрежных городов Китая.

Для контроля ситуации среди прочих инструментов важное место отводится и геоинформационным технологиям. Так, Международная федерация владельцев танкеров по предотвращению загрязнения (International Tanker Owners Pollution Federation; ITOPF, см.: www.itopf.com) использует ГИС для создания и обновления карт маршрутов танкеров, показывающих риск аварий и разливов нефти. Пользователями этих карт являются судовладельцы, власти прибрежных районов и страховые агентства, возмещающие убытки от повреждения судов и загрязнения окружающей среды.


Карта-схема трафика танкеров лаконично показывает суда и их маршруты. Такие карты доступны пользователям веб-ГИС ITOPF.

ITOPF насчитывает 6300 членов – владельцев и операторов 10900 танкеров, комбинированных грузовозов и барж общим тоннажем 338 миллионов гросс-тонн. Фактически это весь тоннаж нефтяных танкеров и судов для перевозки жидких химических грузов, задействованный в международной торговле. Страховщики обращаются к специалистам ITOPF за анализом заявок на компенсацию ущерба от нефтяных загрязнений. ITOPF также предоставляет техническую информацию сторонам, участвующим в процессе устранения последствий аварий.

На нефтяные пятна средних и крупных размеров, образующиеся вследствие аварий и посадок судов на мель, во всем мире приходится 50% случаев загрязнения вод, но в Китае их доля достигает 78%. Зная об этом, ITOPF работает над тем, чтобы создать в этой стране современную систему информирования о рисках разливов нефти в территориальных водах. Помимо этого, Федерация консультирует и предоставляет техническую информацию по вопросам ликвидации последствий нефтяных загрязнений.


Аналитик накладывает поверх базовой карты слои данных о маршрутах танкеров, исторические данные о разливах нефти и мелях.

Небольшая группа ITOPF по реагированию в чрезвычайных ситуациях всегда готова прийти на помощь в любой точке мира, где бы ни случился разлив нефти. Ее специалисты анализируют данные морского транспорта из разных источников, таких как Бюллетень Ллойда о танкерах, перевозках нефти и авариях. На картах информация о маршрутах танкеров комбинируется с информацией о зонах, классифицированных как экологически уязвимые, чтобы показать размах возможного бедствия. ITOPF рассчитывает, что эта информация убедит местные власти принимать меры по повышению готовности к разливам нефти, такие как разработка планов действий в чрезвычайных ситуациях и создание запасов средств для очистки береговой зоны.

В свое время специалисты организации вручную обрабатывали данные морского транспорта, чтобы создать карты рисков. Затем старший координатор технической поддержки в ITOPF Лиза Стивенс и консультанты из Makina Corpus, компании, занимающейся разработкой веб-приложений, создали программу автоматизированной обработки геоданных, ускоряющую процесс картирования рейсов нефтяных танкеров.


На этой карте воздушного обследования показан спутниковый снимок с зоной разлива нефти и траекториями полетов самолетов наблюдения.

«Карты рассказывают истории, – говорит Стивенс. – Методы анализа, которые в них используются, не сложны, но ГИС позволяет ясно увидеть проблемные зоны».

Карты-схемы

ITOPF использует Esri ArcGIS для создания карт-схем, показывающих маршруты судов и объем нефти, перевозимой вдоль каждого побережья, и публикует эту информацию на своем веб-сайте. Картографические данные включают типы танкеров и других грузовых судов, тоннаж и количество рейсов. На картах также показываются места крупнейших разливов нефти, начиная с 70-х годов прошлого века. Сочетание на карте данных об особо охраняемых территориях Программы ООН по окружающей среде (UNEP) с данными о маршрутах танкеров в их окрестностях позволяет получить наглядное представление рисков.

Стивенс добавила в веб-карты виджеты с тем, чтобы ее коллеги, не являющиеся специалистами в ГИС, могли легко создавать и распечатывать карты, быстро обращаться к ним в процессе своей работы. Они, например, используют эти карты в презентациях для местных органов власти и других заинтересованных сторон, чтобы показать общую ситуацию и потенциальные зоны риска.


На этом аэрофотоснимке запечатлен танкер с разлившейся нефтью (фото ITOPF).

«Некоторые страны не знают, какое количество нефти перевозится вдоль их берегов, и какой опасности они подвергаются, – отмечает Стивенс. – Географическое представление этой информации помогает людям осознать степень риска и необходимость разработки планов действий на случай бедствия и создания резервов оборудования и материалов».

Целевые консультации

Когда и где бы ни случился разлив нефти, технические консультанты используют ГИС для целевых консультаций. Предположим, что вблизи берегов Южно-Китайского моря, где живет наш рыбак, на мель сел танкер, и в воду поступает нефть. В центральном офисе ITOPF в Лондоне ученые быстро создают и публикуют веб-карту, показывающую особо уязвимые участки в районе бедствия.

Если технические консультанты располагают необходимой инфраструктурой, они немедленно получают доступ к базовым картам ГИС, показывающим особо уязвимые участки и историю нефтяных разливов. Все заинтересованные стороны видят одни и те же данные, опубликованные на ГИС-сервере. Картографический интерфейс содержит ссылки для доступа к информации об организациях, осуществляющих похожие операции по очистке территории, ознакомления с принимаемыми ими мерами и установления контакта для обсуждения плана действий по преодолению последствий бедствия. Кроме того, ITOPF отображает на карте маршруты наблюдательных полетов над местом разлива.


Очистка пляжа в одном из прибрежных районов Китая после утечки нефти из танкера.

Представление информации в ГИС помогает тысячам членов ITOPF лучше подготовиться к действиям в чрезвычайных ситуациях. Они могут видеть число танкеров в районах, где ходят их суда, и разрабатывать собственные планы действий на случай разлива нефти. Более того, страны, чьим берегам угрожает нефтяное загрязнение, могут точнее учитывать местную специфику при составлении планов действий и принятии соответствующих мер.