Дмитрий Шустров, ГосГИСцентр,
эл. почта: ggc@dol.ru
С марта 1998 г. выполняется многосторонний проект «Геоинформационная технология Баренц-региона (ГИТ-Баренц)». В его реализации участвуют картографические службы Финляндии, Швеции, Норвегии и Федеральная служба геодезии и картографии России.
В Баренц-регион входят четыре российских региона (Мурманская и Архангельская области, Республика Карелия, Ненецкий автономный округ), финские провинции Лапландия и Оулу, шведские — Норрботтен и Вастерботтен и три норвежские — Финнмарк, Нордланд и Тромсё.
Всего предполагается три этапа проекта: 1) создание базы данных и печатных карт на Баренц-регион; 2) создание тематического электронного и печатного атласа; 3) включение электронных карт и атласа в региональную Интернет-инфраструктуру.
К настоящему моменту завершены работы по первому этапу проекта — создана электронная карта региона в масштабе 1:1 000 000 и, на ее основе, серия печатных карт.
В качестве исходных материалов были использованы национальные базы данных масштаба 1:250 000 для Норвегии, Швеции, Финляндии и масштаба 1:1 000 000 для России.
Работа выполнялась программными средствами ArcInfo, для проведения процедур контроля и формирования заливки высотных зон были написаны aml программы.
В состав базы включены следующие слои: административное деление; гидрография; населенные пункты; автомобильные и железные дороги, туннели и паромы; транспортные объекты (железнодорожные станции, порты, пристани, аэродромы, таможни); землепользование (леса, болота, ледники, сельскохозяйственные земли); горизонтали; отметки высот.
В ходе выполнение работ по созданию базы данных были преодолены разночтения, возникшие из-за различных подходов к представлению картографической информации в каждой из стран, участвующих в проекте. Их перечень представлен в таблице.
Объект
|
Проблема
|
Решение
|
Административные границы |
Несогласованность морских границ |
Исключение границ на море |
Гидрография | Отсутствие единой гидрографической сети без разрывов и отдельно отстоящих озер в российской базе данных | Внесение дополнительных объектов с карт масштаба 1:200 000 для территории России |
Населенные пункты | Несовпадение градаций численности населения в России и на зарубежных территориях | Изменение градаций численности жителей на российской части проекта с привлечением дополнительных статистических данных |
Аэродромы | Отсутствие части национальных аэропортов в российской базе данных | Объекты дополнены по региональным источникам |
Автомобильные дороги | Несовпадение классификации, принятой в России (автострады, усовершенствованные шоссе, шоссе, улучшенные дороги и т.д.) и в других странах (международные, региональные, местные) | Изменение классификации автодорог на территории России в соответствии с международными требованиями |
Автомобильные дороги и объекты ими соединяемые | Отсутствие единой транспортной сети в России в связи с тем, что ряд дорог нельзя отнести даже к классу местных дорог | Исключение части объектов, не связанных дорогами, повышение класса части дорог на российскую территорию |
Болота | Различие между Финляндией и Россией (полигоны болот могут перекрывать полигоны леса) и Швецией и Норвегией (перекрытия недопустимы) | Включение в базу данных на российскую и финскую территорию только полигонов болот вне леса |
Сельскохозяйственные земли | Отсутствие в российской базе данных | Объекты будут внесены в дальнейшем по региональным источникам |
Как видно из этой таблицы, большая часть проблем была связана с отличиями российской базы данных от зарубежных, что объясняется своеобразием отечественной картографической школы.
К числу несомненных преимуществ российских данных следует отнести высококачественное представление рельефа — в отечественной базе данных точность и подробность отображение горизонталей выше, чем на зарубежных в масштабе 1:250 000.