Контроль взлета/посадки с использованием ГИС

По статье c сайта ESRI

Jeppesen, дочерняя компания корпорации Боинг, имеющая представительства в Соединенных Штатах, Великобритании, Германии, Австралии и Китае, является крупным поставщиком полетных данных, которые основаны на информации, получаемой от служб организации полетов, метеослужб, эксплуатационных и технических служб. Подразделение этой компании, поставляющее данные, связанные с летно-техническими характеристиками, решило использовать ГИС для автоматизации процедуры анализа условий на взлете и посадке.

Существующие нормативы требуют расчета критического веса самолета. Максимальный взлетный вес определяется количеством груза, который может нести самолет при отказе двигателя, не задевая при этом наземных препятствий (деревьев, антенн, зданий и т.д.). Здесь очень важны точные расчеты, поскольку выход из строя одного двигателя ухудшает взлетные характеристики на 75%. При анализе ограничений по общему весу учитывается диапазон температур воздуха, а затем расчет уточняется для конкретной конфигурации самолет/двигатель и для заданной ВПП определенного аэропорта. Рассматриваются также такие переменные, как угол выпуска закрылков, характеристики самолета, высота пролета препятствий, ветер. Компания ведет базу данных по более чем 15 000 взлетно-посадочных полос. Раньше, чтобы подтвердить высоту пролета над препятствиями, сотрудники вручную выполняли их детальный анализ по каждой полосе аэропорта, включающий кропотливые измерения и вычерчивание на бумаге, повторяющиеся для каждого препятствия. Этот процесс занимал несколько дней.

Теперь в компании применяется система Пегас (Pegasus), ядром которой стали ГИС-программы ArcView GIS с дополнительным модулем Spatial Analyst и ArcInfo. Эта система позволяет интегрировать в единой среде цифровую карту местности, данные по препятствиям, данные аэропорта и навигационные данные, необходимые для анализа коридоров взлета и захода на посадку в соответствии с действующими в авиации требованиями, а сам анализ выполняется за считанные минуты (см. рис.).

Модули анализа и отображения позволяют выбрать или создать дежурные образцы действий пилотов при заданном пространственном положении самолета. Их визуальное представление помогает направить самолет по оптимальному пути с учетом рельефа местности и наземных препятствий.

Все модули системы обеспечивают обращение по сети к централизованному хранилищу данных. В систему входит модуль отображения, позволяющий отыскать и просмотреть данные предыдущего анализа, построить табличные отчеты, диаграммы и компоновки. Система включает также аналитический модуль, инструментарий которого помогает пользователю системы в создании стандартных или собственных процедур взлета/посадки при помощи навигационных приборов и визуального контроля местности. Когда процедура создана, пользователь может проанализировать все препятствия для данного взлетного пути. Это позволяет выявить и избежать критических препятствий и чувствительных к шуму областей, увеличить максимальный взлетный вес и учесть сценарии отказа двигателя в процессе анализа.

С помощью модуля изменений в управлении, также входящего в систему, пользователь может сравнивать все хранящиеся процедуры по отношению к любым изменениям в базе данных по препятствиям и генерировать отчет о тех процедурах, на которые в большей степени повлияют эти изменения. Модуль редактирования обеспечивает возможности редактирования любых пространственных объектов в хранилище данных, а также добавления новых объектов.

Точный и своевременный анализ аэронавигационных и географических данных (модель местности), а также данных по препятствиям критически важен для задач, решаемых компанией. Интеграция ГИС в систему привела к повышению производительности на 400% благодаря сокращению времени анализа условий взлета и посадки, что, в свою очередь, позволило повысить безопасность полетов.