Разработка концепции перспективного развития г. Ростов-на-Дону

Виктор Шумеев, Владимир Арцыбашев,
Светлана Шеина, Анатолий Краснов,
Виктор Батанов, Наталья Иванова
Научно-производственное предприятие «Гран-91»,
Администрация Первомайского района,
Департамент ЖКХ и энергетики г. Ростов-на-Дону,
тел./факс (8632) 51-05-96, ramkaa@rambler.ru

В рамках создания единого информационного пространства для управления городским хозяйством в Ростове-на-Дону с 1998 года ведется планомерная работа по разработке и внедрению Концепции перспективного развития ЖКХ. В 2001 г. эта концепция и этапы ее реализации одобрены Коллегией Администрации города. Последняя в основном совпадает с предлагаемой Концепцией информатизации сферы ЖКХ РФ и базируется на основных положениях Общегосударственной программы информатизации на 1991-2005 гг. В рамках создания единого информационного пространства Ростова-на-Дону городской администрацией ведется разработка комплексной целевой программы информатизации города. Методологически предполагается использование единой картографической основы, единой адресной системы, общепринятых форматов и протоколов обмена данными, принятие единой системы классификации объектов, определение организаций-держателей информационных ресурсов города, определение приоритетов и этапов включения информационных потоков в общую городскую информационную сеть. Информационно-аналитическая система содержит данные о:

  • ресурсах (земля, недвижимость, население, экономика, экология и т.п.)
  • обслуживании ресурсов (социальная инфраструктура, безопасность и др.)
  • управлении (недвижимость, экономика, экология и пр.)

Наиболее тяжелый и кропотливый этап внедрения системы — создание первичных достоверных баз данных о ресурсах муниципального образования.

Архитектура принятой к внедрению информационно-аналитической системы (ИАС) «Городское хозяйство» соответствует иерархии органов муниципального управления. Она представляет собой многоуровневую систему сбора, обработки и передачи информации. Высший уровень осуществляет стратегическое управление отраслью в муниципальном образовании, остальные уровни обеспечивают тактическое и оперативное управление. На муниципальном уровне предполагается решение конкретных информационно-аналитических и социально-экономических задач за счет объединения в рамках единой информационно-аналитической системы различных системных средств, таких как ГИС, САПР, СУБД.

Основными задачами, решаемыми с помощью ИАС «Городское хозяйство» являются:

  • Создание и поддержание базы данных по техническому состоянию объектов недвижимости (здания и сооружения, дороги) в виде электронных паспортов нового образца.
  • Анализ технического состояния объектов недвижимости с целью планирования ремонтных работ и их стоимости.
  • Учет объектов реконструкции и нового строительства с возможностью отслеживания их технического состояния.
  • Автоматизация работы аварийно-диспетчерских служб.
  • Создание и поддержание базы данных о населении.
  • Выполнение задач пространственного анализа с помощью электронной карты:
    • плотность населения
    • анализ эффективности расположения избирательных участков
    • потребность в дополнительных площадях образовательных учреждений
    • оптимизация пассажиропотоков на транспорте
    • оптимизация маршрутов вывоза твердых бытовых отходов и многое другое.

В основу ИАС заложена электронная карта города и электронные технические паспорта объектов недвижимости. Использование взаимоувязанных баз данных позволяет анализировать и стыковать планы работы инженерных служб города, служб единого заказчика, разрабатывать и эффективно осуществлять целевые программы развития городского хозяйства. Внедрение разработанной информационно-аналитической системы предполагается в Ростове-на-Дону в 2002-2003 гг. На начало мая 2002 г. в базу данных занесена информация о 6500 жилых зданиях муниципального жилищного фонда (всего около 10 000 объектов).

Модуль «Жилищно-коммунальное хозяйство» выполнен согласно приказу Министерства РФ по земельной политике, строительству и жилищно-коммунальному хозяйству от 04.08.98 №37 о проведении учета жилищного фонда РФ путем технической инвентаризации. Согласно «Инструкции о проведении учета жилищного фонда», единственной формой документа, по которому ведется учет и хранение информации об объекте недвижимости, является его технический паспорт. В связи с этим, основой раздела ИАС ЖКХ явился «электронный технический паспорт» объекта, имеющий значительные преимущества по сравнению с его «бумажным» аналогом. Электронный паспорт содержит следующие разделы:

  • архитектурно-планировочные показатели
  • распределение площади квартир жилого здания
  • техническое описание здания и его пристроек
  • результаты технического обследования
  • техническое заключение о состоянии строительных конструкций и инженерного оборудования
  • прогнозирование сроков и стоимостей ремонтов
  • благоустройство площади квартир здания
  • сведения о принадлежности
  • стоимость здания

Дополнительно реализована возможность просмотра и редактирования компьютерной модели здания, созданной с помощью объектно-ориентированных САПР, и видеоролика о техническом состоянии объекта. Привязка объектов к электронной карте города позволяет быстро определить местоположение выбранного объекта, пути подъезда к нему и, в случае наличия слоя инженерных коммуникаций, места вводов коммуникаций в здание. Использование модуля ArcGIS 3D Analyst существенно помогает в решении вопросов проведения реконструкции и модернизации объектов в условиях плотной городской застройки, возможности посадки зданий-вставок между существующими зданиями различной этажности со значительным физическим износом.


Рис. 1.
Техническое состояние зданий муниципального жилищного фонда.

ИАС ЖКХ позволяет делать различного рода статистические выборки сведений о жилищном фонде, его техническом состоянии с возможностью их отображения на электронной карте согласно принятой легенде (рис. 1). Анализ полученной таким образом информации позволил выделить приоритетные объекты для проведения капитальных ремонтов, перераспределить средства с учетом не только количества обслуживаемых зданий, но и их технического состояния. Отображение объекта на электронной карте повышает эффективность работы коммунальных служб, сокращая рутинную бумажную работу, дает возможность быстро определить необходимость участия тех или иных служб при ликвидации аварийных ситуаций без дополнительного выезда бригад на место аварий.

С помощью модуля ArcGIS Spatial Analyst был проведен анализ эффективности формирования школьных округов с учетом плотности населения (рис. 2). В настоящее время ведется работа по наиболее эффективному расположению контейнерных площадок для сбора твердых бытовых отходов с учетом плотности населения, удаленности площадок и возможности их расположения с учетом санитарных норм.


Рис. 2.
Плотность населения Первомайского района г. Ростов-на-Дону.

Заключение

Использование ГИС-технологий в период перехода отрасли ЖКХ к рыночным отношениям позволяет повысить эффективность принятия управленческих решений при формировании титульных списков объектов, требующих капитального ремонта, и оптимизации распределения финансовых средств.

В качестве исходной информации для создания системы использовались технические паспорта зданий муниципального жилищного фонда, правила оценки физического износа жилых зданий и материалы сплошного обследования жилищного фонда.

Используя информационно-аналитическую систему, можно:

  • вести реестр объектов жилищного фонда, их обследований и данных о капитальных ремонтах зданий;
  • оценивать техническое состояние зданий, основываясь на значениях физического износа здания;
  • прогнозировать сроки проведения текущих и капитальных ремонтов зданий, исходя из усредненных сроков службы конструктивных элементов;
  • выдавать рекомендации по видам ремонтных работ;
  • прогнозировать стоимость проведения ремонтно-строительных работ по укрупненным показателям;
  • формировать необходимые отчеты для органов местного самоуправления и региональных администраций о действительном состоянии жилищного фонда;
  • проводить средствами ArcGIS пространственный анализ имеющейся информации, переориентировать направленность финансовых потоков с целью более эффективного управления жилищным фондом.