Опыт создания систем учета и регистрации недвижимости в европейских странах

Радионова Т.А., DATA+, e-mail: tradionova@dataplus.ru

 

Кадастровые системы зарубежных стран переживают в настоящее время процесс активного изменения. Предпосылками таких изменений являются:

  • Развитие информационных технологий, в том числе развитие геоинформационных систем (ГИС), интернет-решений, технологий создания и использования пространственных данных.
  • Рост объемов пространственных данных высокой точности, пригодных для коммерческого использования.
  • Экономические и политические изменения в европейских странах, процессы глобализации, ведущие к активизации рынков недвижимости, росту требований к оперативности, точности и объему информации о недвижимом имуществе.
  • Активное вовлечение государственных структур, бизнеса, граждан в информационный оборот материалов, включающих пространственные данные.

Общее направление развития европейских кадастровых систем было задано инициативой «Кадастр 2014», принятой в 1994 году Международной федерацией землеустроителей (FIG). В рамках проекта «Кадастр 2014» было проведено обследование кадастровых систем 31 государства, определены их сильные и слабые стороны. Основной задачей работы было формирование совместного представления специалистов разных стран о том, какими будут кадастровые системы через 20 лет.

В качестве основных направлений развития «Кадастр 2014» определяет следующие:

  • Полнота описания правового положения земель, включая публичные права и ограничения;
  • Полное соответствие правового и документального описания объекта и его пространственного описания на кадастровых картах;
  • Переход от использования карт лишь как иллюстраций к построению информационной модели реального мира с использованием возможностей картографических информационных систем;
  • Автоматизация бизнес–процессов и процедур описания объектов, кадастрового учета и регистрации;
  • Активное вовлечение частного сектора в работы по формированию и описанию объектов кадастрового учета. Развитие рынка землеустроительных услуг;
  • Самоокупаемость кадастровых систем.

Модернизация европейских кадастровых систем происходит с учетом местных особенностей, но можно отметить и некоторые общие тенденции развития кадастра в настоящее время. Рассмотрим некоторые из них.

Централизация и автоматизация кадастрового учета

Развитие информационных технологий, рост объема и сложности кадастровых бизнес-процессов обусловили переход от децентрализованной системы ведения кадастра и информационных ресурсов на уровне отдельных городов и районов к централизованной схеме с формированием единых информационных ресурсов на уровне государства.

Централизация кадастрового учета обеспечивает более высокий уровень автоматизации основных бизнес-процессов, перевод всех кадастровых материалов в электронный вид, внедрение систем электронного документооборота и геоинформационных систем.

Централизованная схема существенно повышает оперативность и качество кадастровых услуг, качество и достоверность кадастровых данных, обеспечивает развитие информационного обмена и оперативного предоставления информации заинтересованным пользователям. Такая схема приводит к унификации процедур, формированию единого технологического процесса ведения кадастра, существенному снижению операционных затрат за счет сокращения числа кадастровых офисов и более высокой интенсивности работ.

Проекты по централизации и автоматизации кадастрового учета и регистрации прав реализуются, либо уже успешно завершены в Дании, Швеции, Нидерландах, Норвегии.

Например, в Швеции количество органов кадастрового учета после завершения проекта централизации сократилось с 89 до 7. Существенно сокращены затраты на ведение кадастра за счет высокой степени автоматизации бизнес-процессов. Создан электронный архив документов, в который вошли все кадастровые документы, начиная с 1630 года до наших дней.

Объединение процессов кадастрового учета, регистрации прав и картографического обеспечения

Одной из важнейших тенденций развития кадастровых систем зарубежных стран является объединение функций ведения кадастра, регистрации прав и картографической деятельности в рамках единой организации. Это позволяет значительно повысить качество осуществляемой деятельности за счет интеграции процедур, информационных систем и данных, создает уникальные возможности для создания национальных инфраструктур пространственных данных.

Ярким примером такой организации является Агентство по кадастру, земельной регистрации и картографии Нидерландов. Агентство осуществляет землеустроительные работы, ведет реестр прав, занимается картографо-геодезическим обеспечением кадастровой деятельности. В 2004 году национальное картографическое агентство, входившее ранее в состав министерства обороны, стало частью Агентства кадастра и регистрации земель Нидерландов. Сегодня Агентство является крупнейшим производителем и поставщиком картографической информации и услуг на ее основе в Нидерландах, создает картографические материалы всех масштабов и тематические карты, ведет национальную триангуляционную сеть. Финансирование деятельности Агентства ведется на коммерческой основе.

Внедрение новых технологий

Использование ГИС и пространственных данных является повсеместным и обязательным для систем учета и управления недвижимым имуществом. Кадастр является наиболее активным производителем и потребителем пространственной информации среднего и крупного масштабов, данных дистанционного зондирования высокого разрешения.

Происходящие в современном обществе изменения повышают требования, предъявляемые к поставщикам товаров и услуг, значительная часть которых может быть удовлетворена только при помощи использования геоинформационных технологий.

Важной тенденцией является переход от закрытых, «самописанных» решений на использование программного обеспечения, основанного на стандартах. Создание современных кадастровых систем основывается на применении новых технологий и стандартов распространения информации через интернет с использованием web-сервисов, стандартах ISO и OGC (рис. 1).

 


Рис. 1.
Система учета объектов недвижимости Швеции Arc Cadastre реализована на программной платформе ArcGIS.

 

Развитие рынка геоданных

В качестве важной тенденции можно отметить переход к оказанию комплексных государственных услуг по предоставлению геоданных массовым пользователям: населению и предпринимательскому сектору.

В этой связи, интересным представляется опыт Агентства по кадастру, земельной регистрации и картографии Нидерландов по созданию интернет-портала «Кадастр онлайн», предоставляющего кадастровые и картографические материалы различным группам пользователей. Клиенты системы могут пользоваться стандартными Интернет-браузерами для доступа к данным Агентства и заказу услуг. При этом получение кадастровой информации или приобретение картографических материалов через «Кадастр онлайн» для пользователей стоит дешевле, чем получение таких же услуг через электронную почту, по факсу или в офисе Агентства. «Кадастр онлайн» включает современную систему учета запросов клиентов, систему учета электронных платежей, предоставления специализированного набора услуг по подписке для определенного клиента. «Кадастр онлайн» является прототипом проекта по созданию интернет-магазина для платного предоставления кадастровой информации в России, реализуемого в настоящее время в рамках российско-нидерландской программы «Правительство для правительства» (рис. 2).

 


Рис. 2.
Интернет-портал «Кадастр онлайн».

 

Информационное взаимодействие национальных кадастров

Проект EULIS (European Land Information Service) – наиболее значимый проект международного сотрудничества в области кадастра, реализованный странами–членами Евросоюза.

Основная задача проекта EULIS – предоставить возможность поиска информации через Интернет в режиме on-line по кадастровым реестрам европейских стран. К настоящему моменту в проекте участвуют Швеция, Нидерланды, Англия и Уэльс, Норвегия, Литва, Ирландия.

Кадастровые информационные системы стран-участниц работают одновременно в качестве поставщиков и распространителей информации для портала EULIS (рис. 3,4).

 


Рис. 3. Архитектура EULIS.


Рис. 4.
Кадастровые материалы Государственного регистрационного центра Литвы на портале EULIS.

 

Национальные информационные инфраструктуры

Осознавая потребность в унификации своей Инфраструктуры пространственных данных (ИПД), Евросоюз в 2002 году выступил с инициативой разработки Инфраструктуры пространственной информации в Европе (INSPIRE, Infrastructure for Spatial Information in Europe). Цель данной инициативы – сделать геопространственные данные более доступными для их широкого использования в странах Европейского сообщества.

Программа INSPIRE призвана поддержать комплексную европейскую инфраструктуру пространственных данных, построенную на основе ИПД государств-членов Евросоюза и других государств, участвующих в обмене информационными ресурсами. Использование открытых технологий, интеграция существующих сервисов ИПД – наряду с созданием новых сервисов – позволит участникам программы широко обмениваться пространственной информацией.

Примером успешного создания национальной инфраструктуры пространственных данных в соответствии с директивой INSPIRE является Norway Digital (ND) – проект правительства Норвегии. В рамках ND создана инфраструктура базовых и тематических пространственных данных, а также организовано взаимодействие между организациями – поставщиками данных. В проект вовлечено 600 организаций и функционирует более 100 картографических web-сервисов, геопорталов.

Информация бесплатна для внутреннего использования для всех участников проекта, доступна для использования в коммерческих целях, бесплатна для просмотра всем гражданам. Финансирование работ по созданию и поддержке пространственных данных осуществляется совместно всеми участниками проекта. Координатором выступает норвежская кадастрово-картографическая служба (рис. 5).

 


Рис. 5.
Геопортал Norway Digital.

 

Последние изменения в российском кадастре в целом находятся в русле основных европейских тенденций:

  • Объединение процедур регистрации прав, кадастрового учета и картографической деятельности в единое ведомство;
  • Централизация услуг и данных – переход на централизованную систему кадастра недвижимости;
  • Объединение земли, зданий и сооружений в единый реестр, учет территориальных зон и ограничений;
  • Формирование кадастровых узлов Российской инфраструктуры пространственных данных: формирование цифровых банков пространственной информации в виде ортофото, адресных планов населенных пунктов;
  • Предоставление госуслуг в электронном виде, в том числе организация информационного взаимодействия с заинтересованными организациями в автоматизированной форме;
  • Коммерциализация кадастра: переход к предоставлению услуг на платной основе.