Максимизируя эффект от грузоперевозок с помощью ГИС

А.Дж. Мангум, корреспондент из штата Колорадо

 

Maximizing the Freight Economy

 

Национальный атлас экономики грузоперевозок создан как онлайн-ресурс, содержащий геопространственные данные по цепочкам поставок, интерактивные карты и инструменты географического анализа, средства публикации в виде картографических сервисов и карт-историй. Итоговая аналитическая картина иллюстрирует взаимосвязи между грузоотправителями и транспортной инфраструктурой, дает детальное понимание внутри- и межрегиональных грузопотоков. Этот информационный ресурс на базе ArcGIS улучшает понимание пространственных аспектов логистики – «последнего темного континента» бизнеса.

Весной 2012 года Томас Хоран, декан школы менеджмента при Университете Клермонт-Грэдуэйт (Калифорния), обедал вместе с Джеймсом Оберстаром, бывшим представителем штата Миннесота в Палате представителей США, и Мэттом Роузом, занимавшим должность CEO крупнейшей железнодорожной компании BNSF Railway Company. За столом разгорелась дискуссия.

Оберстар, проработавший четыре года председателем Комитета по транспорту и инфраструктуре Палаты представителей, утверждал, что железнодорожная инфраструктура США нуждается в больших государственных инвестициях, и что такие инвестиции должны рассматриваться в качестве важного драйвера экономического роста. Роуз возражал, что для роста экономики более важны частные инвестиции в железнодорожный транспорт.

«Это было похоже на сюжет комедии Мой ужин с Андре», – говорит Горан, ссылаясь на фильм, в котором обычная застольная беседа неожиданно помогает расширить представления о мире у сидящих за столом. Взвесив аргументы Оберстара в пользу государственной поддержки железнодорожного транспорта и аргументы Роуза в пользу частных инвестиций, Горан, занимавшийся разработкой законопроектов в области здравоохранения и транспорта, пришел к выводу, который стал еще одной точкой зрения: «Они оба правы».


Национальный атлас National Freight Economy Atlas – это онлайновый информационно-картографический ресурс для лучшего понимания грузопотоков, анализа и стимулирования развития инфраструктуры грузоперевозок.

В ходе беседы все трое согласились, что для лучшего понимания инфраструктуры грузовых перевозок США, ее значения для экономики и эффекта от государственных и частных инвестиций в железнодорожный транспорт требуется легкодоступный источник информации, адаптированный под нужды целевой аудитории – законодателей, руководителей компаний и специалистов по грузоперевозкам. Такой инструмент, по их мнению, мог бы также показать частному бизнесу потенциал железнодорожных перевозок и пути совершенствования железнодорожной инфраструктуры, раскрывая сильные и слабые стороны этого вида транспорта.

Эта плодотворная дискуссия привела в итоге к созданию национального атласа экономики грузоперевозок – National Freight Economy Atlas (см.: http://freighteconomyatlas.org). Этот онлайн-ресурс на базе ArcGIS разработан совместно Университетом Клермонт-Грэдуэйт (CGU), Esri и Университетом Миннесоты при финансовой поддержке компании BNSF Railway и правительства штата Миннесота. Атлас, содержащий ряд интерактивных карт и инструменты географического анализа, иллюстрирует взаимосвязи между грузоотправителями и железнодорожной инфраструктурой США и помогает лучше понять различные концепции, например, промышленные кластеры – совокупности взаимозависимых игроков в одной географической области, и географо-экономические пропорции – соотношения региональных и национальных показателей.


Атлас показывает отраслевую специализацию регионов, сопоставляя ее с сетью железных дорог.

«Мы учли технические и логистические аспекты цепочек поставок – как доставить груз из одного места в другое, как оптимизировать перевозку [найти наилучший маршрут] – поскольку все это важно, – говорит Горан. – Атлас обеспечил наглядное представление пространственных аспектов логистики. Нашей целевой аудиторией являются управленцы, которые занимаются не только техническими, но и стратегическими, организационными и корпоративными аспектами поставок, чтобы максимизировать экономический эффект и во взаимодействии с другими компаниями, входящими в цепь поставок, построить эффективный бизнес».

Перед тем, как начать проект National Freight Economy Atlas, Горан уже приобрел репутацию человека, создающего инновационные платформы, помогающие делиться важными данными с общественностью. Так, в 2008 году, совместно с профессором CGU Брайаном Хилтоном, он создал веб-сайт Safe Road Maps, на котором были представлены картографические данные о ДТП, в том числе со смертельным исходом, с детализацией по штатам и даже по улицам. Выбрав на карте конкретное географическое положение можно получить историческую информацию о ДТП на данной автодороге и оценить риски поездки. По словам Горана, потребность в такой информации оказалась настолько велика, что в день запуска сайта пришлось подключить несколько дополнительных серверов, чтобы обработать огромное количество пользовательских запросов. По его оценке, число посетителей сайта перевалило за 15 млн. человек.

«Мы взяли данные, которые уже имелись в информационном хранилище, но не были отображены на карте, и сделали их доступными общественности, – говорит Горан. – Когда тебе удается сделать нечто такое, испытываешь особое чувство. Когда видишь, что ГИС и пространственный анализ способны прояснить и помочь изменить ситуацию, то ощущаешь вдохновение».


Брайан Хилтон – руководитель Лаборатории профессиональных ГИС, где был создан атлас. Фото Университета Клермонт-Грэдуэйт.

В ходе той дискуссии с Оберстаром и Роузом Горан понял, что ГИС может помочь в понятном виде показать целевой аудитории данные о грузоперевозках и их экономический эффект. Он использовал для этого подход, примененный в Атласе здравоохранения Дартмута (Dartmouth Atlas of Health Care), онлайн-ресурсе, содержащем геопространственные данные о медицинских услугах, их доступности и стоимости. «Этот атлас внес огромный вклад в развитие системы здравоохранения в последние 20 лет, показав на карте пространственные диспропорции, – говорит Горан. – И я подумал, что мы смогли бы сделать то же самое в сфере цепей поставок».

Работа над National Freight Economy Atlas началась с практикума по ГИС, в ходе которого студенты разрабатывали ГИС-решения для реальных кейсов в Центре информационных систем и технологий Университета Клермонт (CISAT), а затем переместилась в Лабораторию профессиональных ГИС при CISAT, руководимую профессором Хилтоном.

Используя данные Бюро по экономическим проблемам, Системы анализа грузоперевозок (созданной в партнерстве между Бюро транспортной статистики и Федеральным управлением шоссейных дорог) и Переписи товарных потоков США 2012 года, Атлас выделяет крупные промышленные кластеры в разных штатах и использует коэффициенты местоположения (Location quotient) для описания промышленной специализации штата. Эти данные отображаются в сопоставлении с основными локальными маршрутами грузоперевозок, обеспечивающими связь с крупными железнодорожными магистралями.

«Сначала мы создаем в ArcGIS for Desktop базовые карты, – поясняет Хилтон. – Затем публикуем их с помощью ArcGIS for Server в виде картографических сервисов. И наконец, используем ArcGIS Online для организации и публикации их в виде карт-историй с помощью различных шаблонов».

Итоговая аналитическая картина, по словам Хилтона, дает «детальное понимание внутри- и межрегиональных грузопотоков». Используя данные Министерства транспорта США, атлас идет дальше, показывая зависимость производства в регионе от грузоперевозок и экономический эффект от них.

«Региональные промышленные кластеры могут реально помочь добиться большего экономического роста, – говорит Горан. – Экономический рост в этой стране на две трети обеспечивается промышленными кластерами. В National Freight Economy Atlas мы рассматриваем некоторые из этих кластеров и показываем людям роль компаний, работающих в их регионе (и являющихся частью промышленного кластера), и связанных с ними цепей поставок».


Коэффициенты местоположения используются для сопоставления региональных промышленных показателей с соответствующими показателями по стране в целом.

Горан приводит пример: В связи с большим спросом Китая на сырьевые товары, зерноводство в Миннесоте опережает по темпам экономического восстановления городские отрасли промышленности. «Фермеры Миннесоты чувствуют себя отлично, потому что Китай покупает их соевые бобы, – говорит он. – Новые рабочие места в сельских районах Миннесоты возникают благодаря поставкам бобов по ж/д BNSF. Мы можем показать с помощью карт и географического анализа, какую важную роль играет этот промышленный кластер».

Горан полагает, что атлас поможет целевой аудитории лучше понять концепции цепей поставок. Особенно это нужно, по его мнению, представителям исполнительной и законодательной власти.

«Я участвовал в разработке законов о транспорте на Капитолийском холме, – говорит Горан. – Там нет ясного пространственного понимания цепей поставок в отдельных штатах и в стране, нет понимания, как проводимая политика отражается на экономике. С помощью карт-историй и кластерного анализа [в нашем атласе] мы делаем концепцию цепей поставок более понятной».

По его словам, особенно быстро откликнулись на появление атласа National Freight Economy Atlas представители властей и управленцы, отвечающие за инвестиции и долгосрочное планирование железнодорожной инфраструктуры, поскольку он обеспечил инструмент для мониторинга и оценки спроса и неиспользованного потенциала железнодорожных грузоперевозок. Горан утверждает, что сайт также придает дополнительный вес аргументам в пользу частно-государственных партнерств, которые могут способствовать развитию промышленных кластеров и цепей поставок «или по крайней мере не навредят им».

В дальнейшем Горан рассчитывает расширить содержание атласа, включив в него данные других видов транспорта, прежде всего авиационного. Его сотрудники, принимавшие участие в создании этого ресурса, разрабатывают совместно с Federal Express стратегии представления роли инфраструктуры грузовых авиаперевозок для транспортировки легких ценных грузов.

Несмотря на ключевую роль ГИС в разработке и публикации National Freight Economy Atlas и углубленном анализе цепей поставок, Горан и Хилтон сходятся во мнении, что полный потенциал ГИС в этом проекте еще только предстоит раскрыть.


Томас Горан, декан школы менеджмента Друкера и Ито, возглавил работу по созданию National Freight Economy Atlas. Фото Университета Клермонт-Грэдуэйт.

«ГИС используется в управлении цепями поставок и логистикой скорее на описательном уровне анализа и принятия решений: «что случилось и почему?» – говорит Хилтон. – Однако в будущем я вижу ее использование на предсказательном и предписательном уровнях: «что может произойти, и что мы должны предпринять?»

Учитывая фундаментальный характер цепей поставок и логистики – отраслей, связанных с перемещением грузов на расстояние, – Горан полагает, что на следующем этапе развития проекта ГИС будет поддерживать оперативный анализ, а инструменты геопространственного анализа будут использоваться в индустрии грузоперевозок повсеместно. По его мнению, ГИС способна решить то, что известный специалист по теории управления Питер Друкер – «Друкер» из школы Друкера и Ито Университета Клермонт – называл величайшей проблемой бизнеса: постижение науки перемещения товаров.

«Друкер называл логистику «последним темным континентом», – говорит Горан. – Она была черной дырой. Но благодаря технологии ГИС и визуализации данных, которую она обеспечивает, мы можем повседневно давать компаниям и органам власти реальное представление о роли цепей поставок. ГИС не просто рабочий, но стратегически важный инструмент для компаний и местных властей». Это платформа для анализа и взаимодействия, важное средство планирования грузоперевозок, управления ими и оценки их роли в национальной экономике.