Турецкая компания Enerjisa с помощью ГИС улучшает электроснабжение страны

Turkey’s Enerjisa Drastic Improves Country’s Electric Service

 

Турецкое сетевое электрораспределительное предприятие стало широко использовать ГИС-технологии на платформе ArcGIS для более эффективного выявления и решения проблем при проведении работ на местах, направления полевых бригад и контроля их деятельности в отдаленных районах. Создаются подробная база данных активов и цифровые карты распределительного оборудования для более эффективного управления и эксплуатации системы, ее развития с учетом растущего спроса на предоставляемые услуги. Это, в частности, помогает быстро расширять сетевые структуры и удовлетворять потребности обеспечения электроэнергией строящихся лагерей для многочисленных сирийских беженцев.


Турецкая сетевая электрораспределительная компания Enerjisa DC с недавнего времени сталкивается с достаточно специфическими проблемами: на обслуживаемой ею территории, помимо неоднородного распределения населения и большого разнообразия климатических и топографических условий, отмечается крупномасштабный приток сирийских беженцев, направляющихся через турецкую границу. Чтобы удовлетворить растущие потребности в энергоресурсах и сбалансировать функционирование систем по всей стране, сетевые компании-операторы должны точно знать текущую ситуацию на местах и планировать совместные действия на будущее.

Каждый четвертый житель Турции использует электроэнергию, поставляемую компанией Enerjisa DC, – а это 21 миллион человек в трех регионах общей площадью 110 тысяч квадратных километров, на территории которых расположено 14 городов. Различия между этими регионами с точки зрения климата, рельефа местности, демографии и пространственного распределения населения настолько велики, что это – как если бы данное предприятие обслуживало несколько стран, каждая со своей спецификой.

Сельскохозяйственные угодья составляют почти 50 процентов территории Турции. В этих сельских районах электричество обычно используется на полную мощность лишь три месяца в году, в основном непосредственно перед сезоном сбора урожая и во время него. В остальные месяцы потребление электроэнергии гораздо ниже, и поэтому Enerjisa решила не прокладывать дорогие подземные кабели, а в основном использовать воздушные линии электропередач, инвестируя в экономически более выгодную наземную инфраструктуру. Но из-за суровых погодных условий в некоторых наиболее отдаленных районах полевые бригады предприятия должны постоянно контролировать работоспособность и обслуживать электросеть и прочее оборудование.

Решение географической дилеммы

Шесть лет назад предприятие начало использовать интеллектуальные цифровые карты (smart maps), созданные с помощью технологии географических информационных систем (ГИС), для более эффективного управления рабочим процессом, в том числе в удаленных и труднодоступных местах. Операторы также использовали аналитические возможности ГИС для планирования своих инвестиционных решений с учетом растущих потребностей населения в качественных услугах. Задача обеспечения бесперебойной подачи электричества в критически важные места, такие как школы и больницы, обусловила необходимость внесения изменений в существовавшую ранее энергосистему. Стало ясно, что Enerjisa DC должна обладать полной информацией о ситуации по всей своей распределительной сети.

Предприятие должно было поддерживать непрерывную работоспособность инфраструктуры, несмотря на возможные сбои и неполадки. В Enerjisa DC занято более 6500 выездных сотрудников для обслуживания и ремонта оборудования и устранения неисправностей на местах. Чтобы эти операции функционировали в полном масштабе, полевым бригадам требовались мобильные цифровые приложения. Компания начала использовать ГИС-приложения для быстрого сбора данных на местах и загрузки их обратно в офис. Вся информация, которую теперь использует Enerjisa DC, была преобразована в структурированные данные, доступные для персонала по всей области дистрибуции.

«Раньше нам приходилось физически выходить в поле каждый раз, когда надо было выявлять проблемные места, проверять возникшие неисправности или сбои, – говорит Мурат Пинар (Murat Pinar), генеральный директор Enerjisa Energy Inc. – Теперь фактическое количество и местонахождение клиентов, которых затронули неисправности и сбои, а также продолжительность и частоту перебоев с подачей электроэнергии можно анализировать намного быстрее и точнее и оперативно принимать соответствующие меры».

Упавшая под тяжестью льда опора вследствие ледяной бури в гористом районе Турции.

Операторы предприятия обращаются к тем же интеллектуальным картам и актуализируемым базам геоданных, чтобы определить точное местоположение и состояние оборудования, не отправляя персонал в поле на предварительную рекогносцировку. Обладая достоверной информацией, предприятие может обеспечить бесперебойное обслуживание, в том числе при ухудшении погодных условий и независимо от характера местности в удаленных районах. Теперь, владея оперативной ситуацией во всей сети, Enerjisa DC получило уникальное техническое оснащение, которое позволяет ему справиться с решением серьезной проблемы, связанной с поставкой электроэнергии, а именно – с резким увеличением численности клиентов, связанным с притоком беженцев. «Прежний стандартный процесс налаживания электроснабжения лишь одного из лагерей беженцев без применения возможностей ГИС занял бы не менее трех месяцев. А нам удалось это сделать за две недели» – комментирует Пинар.

Стремительно меняющаяся демографическая ситуация

Приток беженцев, мигрировавших из Сирии в Турцию, увеличил численность населения страны на 3,6 миллиона человек, что привело к неожиданному скачку спроса на электроэнергию. В настоящее время в районах, обслуживаемых предприятием Enerjisa DC, проживают около 1,5 миллиона иммигрантов. Для обслуживания беженцев, живущих в лагерях недалеко от сирийской границы, операторы компании положились на информацию о состоянии оборудования, которую они получают практически в режиме реального времени. Эти возможности они также используют и для обслуживания существующих клиентов в других подведомственных регионах.

«Мы обслуживаем регион Торослар, где размещено большинство беженцев, но в других районах проблемы совершенно иные, – отметил Пинар. – Так, в регионе метрополии AYEDAS, где расположена анатолийская сторона Стамбула, одно прерывание услуг нередко затрагивает 10 000 человек. Как вы можете справиться со столь масштабным происшествием и сгладить его последствия? А мы теперь по карте и базе данных можем быстро и точно выявить проблемное место и всех затронутых им клиентов и, для начала, отправить им SMS-сообщения, содержащие информацию о причине отключения электроэнергии и о том, когда мы сможем возобновить подачу электричества». Например, такое: «Мы знаем о вашей проблеме. Мы решим ее через два часа».

Тот факт, что Enerjisa DC удалось обеспечить высокий уровень сервиса для клиентов, имел чрезвычайно важное значение, поскольку в предыдущие годы надежная поставка электроэнергии в некоторых местах не была само собой разумеющимся моментом.

«Для нас несомненным успехом является то, что теперь даже 9-летняя девочка может без проблем благополучно добраться до дома из школы по освещенной дороге и после наступления темного времени суток, – продолжил Пинар. – Теперь мы с большим основанием можем говорить о нашей уверенности в обеспечении бесперебойного и качественного энергоснабжения».

Цифровая и культурная трансформация

К 2013 году сектор электроэнергетики Турции был полностью приватизирован, и Enerjisa DC стала лидером этого рынка. Компания использовала эти изменения в качестве удобной возможности для полного обновления своей операционной деятельности. В 2016 году предприятие запустило программу «Wings Up» (расправляем крылья), одна из целей которой – содействовать балансу и равенству работников женского и мужского пола в DC Enerjisa.

Пинар считает, что создание более открытой атмосферы и благоприятной рабочей среды во многом способствует повышению конкурентоспособности компании.

«Реальное чувство аффилированности, осознания сопричастности общему делу и задачам организации среди сотрудников – с этой проблемой мы столкнулись, когда компания впервые приватизировалась, – сказал Пинар. – Большинство работников бывшего государственного коммунального предприятия были субподрядчиками, а субподрядчики просто нацелены на повышении собственной эффективности, потому что чувство аффилированности, как правило, не влияет на их профессиональные приоритеты. Таким образом, мы, как работодатель, считаем, что улучшение условий их труда и их процветание являются нашим главным приоритетом. Безопасность и охрана этих людей на местах имеют для нас первостепенное значение. Если вы не можете вовлекать людей в свою команду, у вас, как у компании, никогда не будет стабильных доходов».

Массовый приток переселенцев из Сирии, размещаемых в таких лагерях для беженцев, потребовал безотлагательного роста поставок электроэнергии. Раньше на это у Enerjisa ушло бы не менее трех месяцев, а с помощью ГИС эта цель была достигнута за две недели.

В связи с этим, широкое проникновение технологии ГИС во многие рабочие процессы компании как раз и является одним из ключевых моментов, способствующих объединению коллектива и налаживанию более тесных взаимоотношений между подразделениями и командами: как в офисе, так и на местах.

Более подробную информацию по управлению электроэнергетическими сетями с помощью ГИС с описанием наглядных примеров выполненных проектов можно посмотреть на отраслевой странице сайта Esri здесь.

Эта статья основана на материалах в блоге Esri, автор поста Билл Михан (Bill Meehan), куратор глобального сектора электроэнергетики и коммунального инженерного хозяйства, профессиональный инженер; ранее он читал лекции и вел прикладные учебные курсы в Северо-Восточном университете и Университете Массачусетса. Автор книги «Повышение эффективности электроснабжения с помощью ГИС», многих брошюр и статей.