Умный аэропорт Дублина управляется с помощью цифровых технологий

The Digitally Intelligent Airport

Аэропорт Дублина быстро превращается в интеллектуальную организацию, управляемую с помощью цифровых технологий. ГИС на платформе ArcGIS является одним из ключевых элементов происходящей трансформации, позволяет связать в единый комплекс действующие корпоративные системы и получить единую операционную картину по всему пространству аэропорта. А мощные средства геопространственной аналитики от компании Esri, основанные на знании о местоположениях объектов и операций, широко используются при решении многих важных производственных и стратегических задач, таких как проведение инспекций недвижимых активов, реконструкция и содержание инфраструктуры, картографирование терминальных помещений и управление их внутренним пространством.


В 2019 году аэропорт Дублина получил желанную награду за особые достижения в области ГИС на всемирной пользовательской конференции Esri в г. Сан-Диего. Эта награда присуждается за передовое использование технологии анализа данных на основе местоположения, которая позволяет делать такие, например, вещи как управление имуществом и пространственной инфраструктурой активов, сбор, обработка и анализ данных об обеспечении безопасности полетов и удобства пассажиров, обслуживание взлетно-посадочных полос и рулежных дорожек, мониторинг и анализ случаев вторжения диких животных в операционную зону, сохранении окружающей среды, решать множество других прикладных задач.

Развитие этой технологии будет продолжаться в 2020 году и далее, когда один из самых быстрорастущих аэропортов Европы планирует запустить внутреннюю картографическую систему для обслуживания как пассажиров, так и персонала. Картографическая система аэропорта будет служить двум целям: помогать пассажирам быстро находить все интересующие их объекты и услуги – от терминалов и стоек регистрации до ресторанов, торговых точек и информационных киосков; а персоналу аэропорта так же оперативно предоставлять полезную для выполнения текущей работы информацию и результаты ее аналитической обработки.

«Наша цель состояла в том, чтобы мыслить масштабно, начать с малого и работать быстро, – сказал Нил Моран (Neil Moran), руководитель направления по управлению цифровыми ресурсами и трансформацией в Дублинском аэропорте. – Компания Esri предоставила нам полнофункциональную платформу ArcGIS, необходимую для объединения наших систем, чтобы все сотрудники могли получить единый взгляд на реальное состояние наших активов и могли бы работать более эффективно и гибко по всему пространству аэропорта».

В аэропорт Дублина в Ирландии прилетают самолеты со всего мира. В аэропорт Дублина в Ирландии прилетают самолеты со всего мира.

Дублинский аэропорт является самым загруженным аэропортом в Ирландии. В 2018 году через него прошло более 31,5 миллиона человек, что на 6 процентов больше, чем годом ранее. Идя в ногу со временем, государственная предпринимательская компания Daa (www.daa.ie), которая владеет и управляет аэропортом, решила провести цифровую трансформацию этого транспортного узла, чтобы он мог лучше обслуживать своих клиентов и работать более эффективно. В рамках этого масштабного преобразования для поддержки операционной деятельности на новом уровне управления была развернута и внедрена информационная система на платформе ArcGIS, включающая широкий спектр ГИС-продуктов, в том числе ArcGIS Pro, ArcGIS Dashboards
(прежнее название Operations Dashboard for ArcGIS), мобильные приложения Survey123 for ArcGIS
и Collector for ArcGIS. В ближайшей перспективе к ним добавится ArcGIS Indoors
– основной элемент подсистемы картографирования внутреннего пространства терминального комплекса.

Идеологическим стержнем этого масштабного проекта является понимание особой важности учета Местоположения. Каждый актив комплекса аэропорта и каждое действие, происходящее в пределах его периметра, имеют свое пространственное расположение. Исходя из этого достаточно очевидного факта, менеджеры аэропортов, которые хотят превратить свои сложные инфраструктурные объекты в интеллектуальные аэропорты, должны задействовать мощные возможности технологии анализа местоположений, являющейся органичной частью инструментария геоинформационных систем (ГИС).

Платформа ArcGIS связывает практически все системы работы с данными в daa, позволяя сформировать единую среду представления информации о системах предприятия, а также об операционных затратах, рисках, рабочих процессах и производительности аэропорта. Цифровая трансформация – это хорошая новость и для пассажиров, которым теперь стало удобнее и быстрее перемещаться от места стоянки автомобилей до стоек регистрации в терминалах и других объектов. Персонал, отвечающий за внутреннее пространство комплекса, может легко отслеживать обстановку, в том числе сообщения об инцидентах, таких как падение людей на эскалаторе или травма оператора обработки багажа. А операционные службы внешнего технического обеспечения могут мгновенно получать информацию о состоянии аэродрома, например, о проблемах с качеством покрытия летного поля, чтобы ремонт был выполнен до того, как проблема перейдет в разряд потенциально опасных.

Аэропорт использует ГИС для сбора информации о состоянии аэропортового комплекса. Аэропорт использует ГИС для сбора информации о состоянии аэропортового комплекса.

Технология анализа местоположений дает сотрудникам аэропорта лучшее понимание того, как пассажиры взаимодействуют с его объектами, системами и сервисами. Она точно указывает места, где необходимо оперативно решить проблемы. Она помогает следить за работой многих объектов и систем предприятия, таких как лифты, эскалаторы, автостоянки, системы безопасности и обработки багажа, а также выходы для посадки на самолет.

«Мы должны понимать, как пассажиры взаимодействуют с нашими службами и ориентируются в пространстве, когда они путешествуют через наш аэропорт, – сказал Винсент Харрисон (Vincent Harrison), управляющий директор аэропорта Дублина. – Эта информация становится все более важной, поскольку мы обслуживаем все больше пассажиров. ГИС показывает нам, где необходимо решить проблемы и как мы можем быстрее на них реагировать».

Картографирование аэропорта

В настоящее время daa работает со специалистами Apple над составлением картографических представлений типичных распределений сигналов Wi-Fi в аэропорту Дублина, закладывая основу для предоставления информации, актуальной для пассажиров, использующих картографические приложения на своих устройствах Apple. На втором этапе этого проекта, который разворачивается в 2020 году, daa будет использовать данные системы внутреннего позиционирования Apple Maps “blue dot” (IPS) и интегрировать эти данные в приложение ArcGIS Indoors. Это картографическое приложение для поддержки управления внутренним пространством помещений будет использоваться для обеспечения возможностей работы с картами и аналитики на основе местоположений в пределах аэропорта через целевое приложение Dublin Airport App, которое daa создает для удобства пассажиров. Внедряемое мобильное приложение будет доступно на устройствах Android и iOS.

ArcGIS Indoors также будет использоваться для поддержки интерфейсов картографических информационных киосков, которые устанавливаются в аэропорте, а также интерфейсов служебных киосков, которые будут доступны персоналу на настольных компьютерах и в мобильных картографических приложениях.

Пассажиры смогут более осознанно перемещаться по аэропорту с помощью своих устройств Apple или приложения Dublin Airport. Как и навигационная система автомобиля, это приложение устанавливает метку (булавку) на пункте назначения, показывает текущее местоположение пользователя, а затем создает оптимальный маршрут его передвижения. Например, когда посетитель находится на пути к выходу на посадку, приложение внутренней навигации покажет маршрут движения, в том числе между этажами, и оценит время, которое потребуется, чтобы добраться до нужного места.

ГИС дублинского аэропорта также использует данные из системы управления активами аэропорта и файлов проектов, данные Интернета вещей (IoT), метеорологических служб и других ресурсов. Она создает рабочие визуализации данных и с помощью развитых инструментов гео-аналитики генерирует и актуализирует интеллектуальную систему поддержки операционной деятельности аэропорта.

Система картографирования внутреннего пространства помещений (indoor mapping) поможет пассажирам находить такие места, как магазины, рестораны и выходы на посадку, чтобы они вовремя успевали на свои рейсы. Система картографирования внутреннего пространства помещений (indoor mapping) поможет пассажирам находить такие места, как магазины, рестораны и выходы на посадку, чтобы они вовремя успевали на свои рейсы.

Повышение производительности работ по техническому обслуживанию

Бригады технического обслуживания используют возможности ArcGIS для сбора информации о ремонтных и профилактических работах на объектах. Работники аэропорта используют мобильные приложения Esri, такие как Collector for ArcGIS и Survey123 for ArcGIS, с помощью которых они собирают подробную информацию о возникающих проблемах и соответствующие фотографии, обращаясь к платформе ArcGIS через сеть аэропорта. Полная информация об обнаруженной проблеме мгновенно отображается в веб-браузере на специально настроенной операционной панели на основе приложения ArcGIS Dashboards. Обработанная информация представляется на ней в виде карт, графиков и диаграмм, показывающих детальные сведения о том, что происходит, какие ремонтные работы необходимо запланировать и поручить их выполнение соответствующему техническому персоналу.

На операционной панели также отслеживается состояние выполнения задачи. Специалист по техническому обслуживанию получает задание, видит местоположение проведения работ и, щелкнув на карте, получает его описание с фотографиями. Он также может использовать это приложение для доступа к руководствам по ремонту. По завершении работы техник касается значка «завершено» в интерфейсе приложения. Приложение мгновенно обновляет состояние задачи на операционной панели, меняя окраску места инцидента с красного, означающего запланированную работу, на зеленый цвет, означающий завершенную работу. Отчеты о техническом обслуживании, которые от начала до конца представляются в цифровом виде, хранятся в базе данных с привязкой к точным местоположениям. Запись истории обслуживания каждого актива (объекта) доступна в любое время и может быть использована для анализа его эффективности и производительности.

«Операционные панели (дашборды) предоставляют менеджерам необходимые им сведения в режиме реального времени, в том числе информацию об операциях, рисках, производственной деятельности аэропорта и его служб, которые мы можем использовать для принятия более быстрых и обоснованных решений», – сказал Морган Крумлиш (Morgan Crumlish), менеджер по пространственным данным аэропорта Дублина.

На этой операционной панели на основе приложения Dashboard for ArcGIS красным цветом показано, где в настоящее время существуют проблемы с покрытием летного поля, которые необходимо устранить. На этой операционной панели на основе приложения Dashboard for ArcGIS красным цветом показано, где в настоящее время существуют проблемы с покрытием летного поля, которые необходимо устранить.

Повышение уровня безопасности

Аэропорт собирает подробную информацию о происшествиях и использует ее для ускорения реагирования и повышения уровня здоровья и безопасности. Например, если пассажир получил травму на эскалаторе, сотрудники аэропорта с помощью Survey123 for ArcGIS на своих мобильных устройствах составляют отчет о происшествии. В этом же приложении имеется специально созданная форма для сбора свидетельских показаний. Приложение также помогает персоналу аэропорта фиксировать внешние условия с помощью заметок, фотографий и аудио- или видео записи. Оно автоматически присваивает всем данным метки времени и места, а затем передает запись в базу данных.

Для анализа происшествий, связанных с лестницами и эскалаторами, менеджеры по безопасности используют операционные панели ArcGIS Dashboards. Сравнивая их с историческими данными о подобных происшествиях, можно создавать тепловые карты, чтобы определить зоны повышенного риска в аэропорту. В операционной панели также можно создавать гистограммы, которые показывают количество и типы травм для каждого эскалатора в течение двухлетнего периода. Кроме того, операционная панель показывает соотношение травм, полученных на эскалаторах, по типам – столкновения, порезы и т.д.

Анализ, который можно провести с использованием ArcGIS, помогает выявить потенциал для повышения безопасности и позволяет создавать основанную на проверенных данных отчетную документацию, защищающую аэропорт от ложных заявлений с претензиями. Он также демонстрирует соответствие деятельности daa правилам лицензирования аэродромов Агентства по авиационной безопасности Европейского Союза, показывая, что стандарты управления объектами и системами были полностью соблюдены.

Другая операционная панель показывает количество выявленных проблем, связанных с техническим обслуживанием дорожек для руления. Диаграммы показывают количество открытых и закрытых нарядов на работы. Другая операционная панель показывает количество выявленных проблем, связанных с техническим обслуживанием дорожек для руления. Диаграммы показывают количество открытых и закрытых нарядов на работы.

Совершенствование управления летным полем

Поскольку ГИС является корпоративной системой аэропорта, daa использует ее и для других операций, таких как обслуживание летного поля. Например, инспекторы используют мобильное приложение Collector for ArcGIS для сбора информации о состоянии дорожного покрытия на аэродроме, в том числе соответствующих фотоматериалов. Затем эти данные могут быть визуализированы в операционной панели наблюдения за дорожным покрытием. Данные о состоянии дорожного покрытия аэродрома отображаются на единой операционной панели с привязкой к карте и на круговых диаграммах, которые показывают уровень приоритетности проблемы в соответствии с цветом: зеленый цвет соответствует низкому приоритету, желтый – среднему, красный – высокому.

Еще одна операционная панель отображает состояние работ по нанесению линий дорожной разметки. Такая панель обслуживания показывает выполнение задач по покрытию летного поля асфальтобетоном как на текущий момент, так и за определенный период, например, с начала года. Какую бы операцию ни потребовалось отследить, ее отображение может быть настроено в виде отдельной или общей операционной панели. Как и прежде, система использует все имеющиеся данные для демонстрации соблюдения нормативов авиационной отрасли.

Сотрудник аэропорта использует мобильное приложение Collector for ArcGIS на своем устройстве для сбора данных о состоянии покрытия дорожек летного поля. Сотрудник аэропорта использует мобильное приложение Collector for ArcGIS на своем устройстве для сбора данных о состоянии покрытия дорожек летного поля.

Повышение уровня информированности об угрозах на летном поле

Вторжение представителей фауны в пространство аэропортов может создавать значительные проблемы безопасности полетов, например, когда мигрирующие птицы пересекают траектории полетов воздушных судов. Управляющие летным полем аэропорта Дублина с помощью ArcGIS выполнили анализ зарегистрированных случаев вторжения птиц на аэродром за пятилетний период. Созданные на основе этих данных карты позволили выявить типичные случаи и закономерности происшествий, когда птицы сталкивались с самолетами. Такие карты и их анализ помогают сотрудникам планировать работы по снижению вероятности таких событий по воздействиям со стороны дикой фауны, в том числе использовать змеи для имитации коршунов и ястребов, приманки и другие средства, помогающие держать птиц подальше от летного поля.

А сотрудники аэропорта Корк, которым также управляет компания daa, используют операционные панели ArcGIS для мониторинга незаконного использования беспилотных летательных аппаратов и лазерных технологий, что помогает принимать соответствующие меры для обеспечения безопасности полетов и пассажиров.

Заключение

При получении награды на пользовательской конференции Esri 2019 года менеджер по пространственным данным аэропорта Дублина Морган Крумлиш отметил, что аэропорт постоянно ищет пути, чтобы наилучшим образом рационализировать свои рабочие процессы и сделать путешествия своих клиентов как можно более приятными и безопасными. Внедрение централизованной ГИС предоставило руководству аэропорта современную информационную среду, позволяющую лучше отслеживать повседневную работу, рационализировать ее за счет перехода на цифровые технологии взамен устаревших – во многом бумажных. Используя мобильные, настольные и веб-картографические приложения, работники аэропорта могут удаленно сообщать о проблемах и быстрее их решать, получать подробные отчеты об инцидентах в аэропорту. Затем эти данные можно сопоставлять и анализировать на платформе ArcGIS и точнее определять области, где могут возникнуть проблемы в будущем.

Морган Крамлиш, менеджер пространственных данных аэропорта Дублина, получает награду от Джека Данджермонда на Всемирной пользовательской конференции Esri 2019 г. Морган Крамлиш, менеджер пространственных данных аэропорта Дублина, получает награду от Джека Данджермонда на Всемирной пользовательской конференции Esri 2019 г.

«DAA наглядно демонстрирует, что картографические технологии могут не только оптимизировать деловые операции в аэропорту, но и существенно улучшить настроение и лояльность его пассажиров, создавая для них более комфортные условия», – сказал основатель и президент Esri Джек Данджермонд.

Короткое видео, в котором сотрудники аэропорта Дублина рассказывают о важности использования ГИС-технологий на платформе ArcGIS в своей работе, можно посмотреть по адресу https://www.youtube.com/watch?v=yZSMuuRaQSU.

По материалам статьи в электронном ежемесячном журнале ArcWatch, ее авторы Барбара Ли Шилдс (Barbara Shields) и Карла Уилер (Carla Wheeler) из компании Esri.