Путятинская Ю.В., Башкирский государственный аграрный университет, г.Уфа;
Абдуллин А.Х., Уфимский государственный авиационный технический университет УГАТУ, г.Уфа
Representing the Results of Financial Regulation of Forest Resources Reproduction in Bashkortostan Republic with ArcGIS
Как известно, при работе с большими территориями и большим объёмом пространственных данных возникает ряд сложностей при их сопоставлении и анализе. В полной мере это касается и анализа эффективности принимаемых мер финансового регулирования в столь значимых для страны комплексах, как, например, лесопромышленный. Подходы с использованием ГИС помогают успешно решать подобные задачи.
Лесной комплекс имеет существенное значение для социально-экономического развития более чем 40 субъектов Российской Федерации, где продукция лесной промышленности составляет от 10 до 50 %. При этом, на фоне мировых положительных трендов, в состоянии и тенденциях развития лесопромышленного комплекса России и Республики Башкортостан отмечен ряд проблем:
- снижение объемов переработки древесины и рост экспорта «кругляка»;
- низкий процент освоения расчетной лесосеки (менее 30%);
- дотационный характер лесной отрасли (существующие платежи за использование лесных ресурсов покрывают затраты государства на лесное хозяйство не более чем на 50%);
- нежелание лесозаготовительных компаний (арендаторов) проводить мероприятия, направленные на восстановление и охрану леса на выделенных им участках (уровень лесовосстановительных работ, в среднем по арендаторам, действующим на территории республики, составляет 30%).
Вышеуказанные проблемы приводят к нарушению одного из главных принципов использования лесных ресурсов – принципа неистощительного лесопользования, т.е. использования участков лесного фонда в установленных лесным законодательством целях и порядке, обеспечивающих воспроизводство лесного фонда. Которое достигается также при помощи финансового регулирования.
Как правило, финансовое регулирование сводится к государственному и предполагает разработку и реализацию специальных мер воздействия на макро- и микроэкономическом уровне на воспроизводственные процессы с помощью специальных финансовых механизмов и инструментов (рис. 1).
Рис. 1. Картосхема планируемой структуры охотугодий Республики Коми.
При этом попытки визуализации результатов финансового регулирования воспроизводства лесных ресурсов выявили необходимость использования геоинформационной системы (ГИС) в качестве наиболее эффективной среды мониторинга этого процесса и принятия управленческих решений. Основным критерием выбора платформы для ГИС в сфере финансового регулирования стало обеспечение надёжной масштабируемой системы регионального уровня, чему полностью соответствует платформа ArcGIS, к тому же на ее основе создана система Forester, разработанная специально для лесной отрасли.
Управление лесным комплексом республики осуществляется Министерством лесного хозяйства Республики Башкортостан (далее МЛХ РБ), часть функций передана подведомственным организациям (рис. 2).
Рис. 2. Структура органов управления лесным хозяйством в Республике Башкортостан.
На уровне министерства ГИС используется фрагментарно, для решения отдельных задач, связанных с планированием лесохозяйственных работ и мониторингом пожаров. В то же время используются геоинформационные системы различных производителей, не взаимосвязанные между собой на уровне данных и не поддерживающие их единое хранение.
Вместе с тем, ГИС не интегрированы в систему финансового планирования и систему поддержки принятия решений специалистами министерства и профильных ведомств и организаций. Что снижает эффективность финансовых решений в управлении лесным комплексом и, в частности, финансового регулирования воспроизводства лесных ресурсов.
Управление воспроизводством лесных ресурсов должно базироваться на мониторинге изменений не только состояния лесных массивов, который частично реализуется, например, с использованием данных дистанционного зонирования. На наш взгляд не менее важными являются оценка влияния финансирования лесохозяйственных работ (лесовосстановления), бюджетной эффективности лесного хозяйства (которая отражается в соотношении доходов и расходов по уровням бюджетной системы), стоимости лесов и т.д. Также большое внимание должно уделяться выполнению обязательств по лесовосстановлению арендаторами. Таким образом, можно выделить ряд ключевых индикаторов, которые будут отражать эффективность управленческих решений с позиции использования лесных ресурсов, качества древостоев и воспроизводства лесов (рис. 3).
Рис. 3. Показатели эффективности неистощительного лесопользования.
Однако при сопоставлении показателей указанных групп был выявлен ряд проблем, затрудняющих наглядное представление данных в виде единого комплекса взаимосвязанных показателей с использованием стандартных графических средств. Во-первых, показатели эффективности финансового регулирования воспроизводства лесных ресурсов имеют две составляющие: временную (отчетный год → квартал → месяц) и пространственную (республика → лесничества → участковые лесничества → кварталы → выделы). Во-вторых, возникают трудности при сопоставлении финансово-экономических показателей и показателей, характеризующих состояние лесного фонда. В третьих, затруднено хранение ретроспективных данных, а их представление осуществляется без картографического содержания. Также возникают трудности с публикацией, использованием и тиражированием данных, т.к. все это пока производится вручную, без специализированных программных механизмов.
В этой связи на уровне МЛХ РБ возникает потребность использования такого программного комплекса, который позволил бы обеспечить доступ к пространственной информации и позволял организовать ее таким образом, чтобы накопленные данные становились легко используемыми при принятии решений, в том числе касающихся финансирования территорий и организации поддержки лесопользователей, выполняющих лесовосстановительные работы; обеспечивал быстрый поиск данных, выбор и совмещение тематических информационных слоев, подключение дополнительных информационных источников; позволял выполнять продвинутый пространственный анализ с использованием всех имеющихся данных.
Таким образом, можно выделить ряд преимуществ использования ГИС на основе ArcGIS в МЛХ РБ:
- Формирование ретроспективных рядов данных.
- Анализ и отслеживание текущего состояния.
- Визуальная оценка и получение полноценного свода данных за конкретный период.
- Возможность сопоставления по территориям.
- Оптимальный выбор местоположения арендаторов с учетом анализа инфраструктуры.
- Обоснование необходимости и объемов финансирования с привязкой не только к состоянию лесного фонда, но и с учетом экономического состояния исполнителей контрактов лесовосстановительных работ.
- Возможность выявления неблагоприятных для хозяйствования территорий.
- Изучение взаимосвязи между различными факторами как экономического, так и технологического содержания.
- Оптимизация информационного обеспечения различных уровней управления.
- Возможность мониторинга деятельности отдельных лесопользователей на соответствие законодательству.
- Возможность включения в базы данных текстов законодательных и хозяйственных актов (договоры аренды, госконтракты).
В рамках данного исследования визуализация данных, отражающих эффективность финансового регулирования воспроизводства лесных ресурсов, осуществлялась с использованием ПО ArcGIS for Desktop, которое позволяет ранжировать данные с использованием цвето-символьной классификации, выстраивать диаграммы и графики по атрибутивным данным, использовать данные из внешних источников. Также комплекс имеет наборы базовых карт и позволяет производить публикации в вебе, а также экспортировать карты в графические форматы.
При построении карт была учтена структура пространственных данных, характерная для территориального деления лесного комплекса, отраженная на рисунке 4.
Рис. 4. Структура пространственных данных для лесного комплекса.
В результате были получены карты, отражающие эффективность финансового регулирования воспроизводства лесных ресурсов (в разрезе лесничеств) с помощью ряда показателей: лесистость территории; уровень выполнения арендаторами обязательств по лесовосстановлению; соотношение размера государственных субвенций, выделяемых на финансирование лесного комплекса и лесного дохода, получаемого от использования лесов; соотношение площади лесозаготовок и площади лесовосстановления (рис. 5, 6).
Рис. 5. Оценка эффективности финансового регулирования воспроизводства лесного фонда.
Использование пространственного анализа с совмещением тематических информационных слоев позволило сделать вывод о недостаточной эффективности финансового регулирования воспроизводства лесных ресурсов. Во-первых, было выявлено, что арендаторы в основном находятся на территориях с высокой лесистостью (превышающей 30%), в то же время соотношение площадей лесовосстановления и площадей рубок на данных территориях на превышает 50%, а средний уровень лесовосстановления находится в границах до 15% (рис. 6). Во-вторых, уровень выполнения арендаторами обязательств по лесовосстановлению в большинстве своем не превышает 50%, а в среднем по республике составляет 30% (рис. 5). И в-третьих, о недостаточной эффективности финансового регулирования можно судить по уровню соотношения субвенций и лесного дохода. На рисунке 5 наглядно видно, что территории с высоким уровнем лесистости и наибольшими площадями рубок приносят меньше доходов, чем затрачивается государственных средств на их содержание.
Рис. 6. Оценка соотношения площади лесовосстановления и площади рубок.
Таким образом, текущее состояние лесопользования характеризуется нарушением принципов расширенного воспроизводства и неистощительного лесопользования. Что в дальнейшем только усугубит ситуацию в отрасли и приведет к ухудшению качества лесов Республики Башкортостан, а также снизит значимость лесного комплекса республики по отношению к Российской Федерации.
В то же время, одним из направлений улучшения ситуации в отрасли и повышения эффективности финансового регулирования воспроизводства лесного фонда в Республике Башкортостан является выработка политики управления лесным комплексом республики, основанная на использовании оперативных данных. Что не возможно без использования программных продуктов, позволяющих получать информацию о количестве лесничеств и лесопарков и их пространственном положении на территории республики в простой, понятной и легко воспринимаемой форме, с точной географической привязкой данных, касающихся не только состояния лесного фонда, но и данных о финансово-экономическом состоянии. Использование программного комплекса ArcGIS позволит вести сбор и накопление данных, проводить мониторинг состояния лесов, вести контроль за состоянием лесного фонда, проводить оценку эффективности финансового регулирования. Что в дальнейшем и обеспечит формирование эффективной политики управления лесным комплексом.
При этом, при формировании баз данных необходимо будет разграничить зоны ответственности и выделить соответствующие уровни внедрения программного комплекса ArcGIS. С целью оперативности получения информации и снижения нагрузки на МЛХ РБ в части аккумуляции и накопления первичных данных предлагается выделение так называемого уровня «Бизнес», куда будут включены арендаторы лесного фонда РБ. На данном уровне информация будет структурироваться в части договоров аренды, проектов освоения лесов, проектов лесовосстановления, а также финансово-экономического состояния самих арендаторов. «Региональный уровень» представляет собой базы данных, сформированных подразделениями Министерства лесного хозяйства РБ, где информация будет аккумулироваться в разрезе аукционов, лесохозяйственных регламентов, модельных лесов, что позволит оперативно управлять лесным фондом и устанавливать обоснованные показатели лесного плана республики. Высшим уровнем является «Федеральный уровень», на котором информация в части ключевых показателей сводится в индикаторы реализации лесной политики и позволяет определять обоснованные размеры субвенций, вести инвентаризацию лесов, формировать перечни приоритетных инвестиционных проектов, вести контроль и надзор за состоянием лесного фонда Российской Федерации.
Первоисточник статьи: Межвузовский научный сборник «Геоинформационные технологии в проектировании и создании корпоративных информационных систем», Уфа 2013.