Людмила Порсина,
Начальник ИВЦ ОАО «НМТП»,
porsina@ncsp-net.com
Игорь Петров,
Директор фирмы “ЦИТ В-ГИС”, petrov@vgis.ru
С июля 2000 года на базе Информационно-Вычислительного Центра ОАО «НМТП» (Новороссийский морской торговый порт) для поддержки принятия решений органов управления ОАО «НМТП» создается комплексная автоматизированная система (КСППР), основу которой составляет ГИС-НМТП, построенная с использованием программных продуктов ESRI (ArcGIS, ArcSDE, ArcIMS), конкретного опыта и решений от специалистов НМТП и имеющегося цифрового материала.
В КСППР реализовано основное преимущество использования геоинформационной системы — возможность интеграции различных баз данных (БД) порта, благодаря однозначной идентификации объектов (рис. 1). В реальном времени по запросам выборки объектов из разрозненных БД может быть получена разнообразная информация: технический паспорт (рис. 2), чертежи зданий, документы о праве собственности и т.д. В тестовом режиме осуществляется выбор данных динамического характера: стоимостные характеристики объектов, наличие грузов на производственных складах порта.
Рис. 1. Общая структура системы.
Рис. 2. Вариант реализации запроса — план и технический паспорт объекта.
Создание единого информационного пространства ОАО «НМТП» обеспечило мощные средства поддержки управления портовым хозяйством как в отдельных районах, так и порте в целом, упорядочило источники основных видов информации, сформировало организационно-хозяйственную структуру, обеспечивающую функционирование и развитие системы.
Новая система создала условия для информационного обслуживания органов управления и других заинтересованных структур с целью качественного информационного обеспечения решений оперативных и стратегических задач развития порта, а также для формирования и поддержки потока информационных ресурсов, услуг, технологий и средств их обеспечения.
ГИС-НМТП включает в себя множество баз данных разного уровня агрегирования информации в зависимости от области их использования и характера решаемых задач. Иерархия построения информационного пространства полностью соответствует иерархии формирования информации как ресурса при движении ее до органов управления. Она включает в себя три уровня:
— нижний — производственный уровень включает оперативную информацию;
— средний — ему соответствует тактическая информация;
— верхний — ему соответствует стратегическая информация для руководства, на основании которой принимаются управленческие решения.
Элементы горизонтальной структуры на любом уровне иерархии информационного пространства по выполняемым функциям подразделяются на 3 группы блоков — источники информации, центры обработки и потребители информации.
Потребителями информации выступают органы и подразделения управления на каждом уровне. Определение потребности в информации осуществляется сверху вниз, исходя из потребности в информации органов управления и ГИС — объектов.
Эта модель является повторяемой, т.е. каждый из уровней может иметь такую же информационную иерархию. Также повторяются и горизонтальные связи на каждой ступени иерархии.
Техническая связь между элементами как вертикальной, так и горизонтальной структуры осуществляется на базе компьютерных сетей порта.
Информационный банк данных системы ГИС-НМТП в целом представляет собой специальным образом организованную совокупность баз данных, в основании которых лежат информационные слои, представляющие собой массив информации об объектах одной природы, описываемых одним набором характеристик. Информационные слои объединяются в информационные карты.
Единую топографо-геодезическую основу геоинформационного пространства составляют фундаментально-базовые слои (ФБС). ФБС содержат наименее изменяемые во времени и пространстве данные, назначение их заключается в создании предпосылок для организации и поддержки информации в базах данных в актуальном состоянии.
Рис. 3. Отображение тематических слоев.
Тематические слои включают в себя информацию для различных служб порта и используются при решении задач на различных уровнях иерархии (рис. 3). Требования к тематическим слоям определяются характером решаемых задач. Тематические слои содержат информацию, необходимую для решения как своих собственных задач, так и для задач органов управления. Тематические карты получаются путем наложения тематических слоев на фундаментально-базовые.
Таким образом, ФБС являются той единой основой, которая увязывает все информационное пространство в единую информационно-логическую структуру. Их формирование и поддержка в актуальном состоянии осуществляется централизованно и находится в ведении ИВЦ ОАО «НМТП».
Несмотря на относительную стабильность, периодически ФБС подвергаются изменениям. Эти изменения происходят с разной степенью интенсивности в зависимости от назначения и специфики слоя. Каждое изменение любого из базовых слоев влечет за собой целый каскад изменений в базах данных всех ГИС- объектов. ИВЦ ОАО «НМТП» обеспечивает своевременное, актуальное и одновременное поступление изменений по ФБС в каждую БД. Центр несет ответственность за полноту, точность, корректность и актуальность ФБС и по каналам связи экспортирует их одновременно всем владельцам БД ГИС- объектов в виде обновленной базовой основы для актуализации ими тематических карт путем наложения своих тематических слоев на эту обновленную базовую основу.
Формирование, актуализация и хранение тематических слоев (карт) осуществляется ответственными за свои предметные области подразделениями порта. Владелец соответствующей карты следит за актуальностью содержащейся в ней информации и предоставляет ее пользователям, использующим эту информацию в своей деятельности. Вносит изменения в эти карты и передает их для использования в другие службы только их владелец. Внеся изменения, владелец такого слоя передает обновленные данные в интегрированный Банк данных порта, не согласовывая их при этом с держателем базовых слоев. Каталог всех тематических карт с указанием их владельцев находится в интегрированном Банке данных порта.
На данный момент создано:
• цифровая схема ОАО «НМТП» и прилегающей территории
• специализированное программное обеспечение для:
— автоматизации процесса актуализации данных
— разработки интерфейсных модулей (рис. 4)
— построения двумерных и трехмерных моделей территории.
Рис. 4. Модуль добавления объектов в полигональные, линейные и точечные шейп-темы.
С использованием КСППР органов управления ОАО «НМТП» решаются задачи по перспективному развитию порта, просчитываются возможные модели строительства новых объектов и эксплуатации уже имеющихся, с использованием средств 3D моделирования формируются визуальные изображения инфраструктуры порта (рис. 5). Круг таких задач постоянно расширяется.
Рис. 5. Фрагмент модели района порта.