Геоинформационная система инженерных сетей и коммуникаций Одесского морского торгового порта

Владимир Стадников, к.т.н., директор НПП “Высокие технологии”,
Александр Воронин, руководитель отдела геоинформационных технологий
Украина, г. Одесса, тел. (0482-) 374986, 656045, тел/факс 342158,
E-mail: nppvt@paco.net, http://www.ht.com.ua

Завершен проект по созданию и внедрению геоинформационной системы инженерных сетей и коммуникаций (ГИСИС) крупнейшего транспортного предприятия на Черном море — Одесского морского торгового порта.

Порт — это сложный транспортно-технологический комплекс, включающий гидротехнические, капитальные сооружения, сеть железнодорожных и многоярусных автомобильных дорог. Это сложнейший инженерный объект, характеризующийся пространственным переплетением подземных, наземных, воздушных коммуникаций: водопроводных, канализационных, тепловых, газовых, электрических сетей, нефтепроводов, сетей специализированного технологического оборудования.

Обслуживание комплекса возложено на технические отделы, сотрудникам которых ежедневно приходится обрабатывать возрастающие по объему массивы документации, большая часть которой относится к картографическим материалам.

Качество и оперативность принимаемых решений специалистами различного уровня в первую очередь зависят от точности и объективности исходной информации и в значительной степени определяют экономическую эффективность работы порта.

ГИСИС относится к системам ведения инженерных сетей класса AM/FM (Automated Mapping/Facilities Management). Она позволяет повысить качество, облегчить доступ к картографической и технической информации по инженерным сетям и сооружениям, обеспечить ее оперативное предоставление по первому требованию в необходимых для конкретной ситуации объемах и уровню детализации.

Основу ГИСИС составляют картографический цифровой план со связанной с ним базой данных технической информации и специализированное программное обеспечение, предназначенное для ввода информации, ее актуализации, отображения информации по запросам пользователя в объеме и детализации для каждого конкретного случая.

Первая очередь такой системы разработана и введена в эксплуатацию в Одесском морском торговом порту (ОМТП) для “Северного района” в 2000 г. Работы по второй очереди для “Южного района” завершены в 2002 году. В настоящее время ведутся работы по сопровождению всей системы в целом.

Система ГИСИС разработана в строгом соответствии с техническим заданием, определяющим требования к геодезическим изысканиям, к проектным работам, к програмно-инструментальным средствам разработки, к комплексу технических средств, к информационному и организационному обеспечениям, к системе документирования, к совместимости с системами САПР и т.д.

Разработка системы ГИСИС выполнялась в комплексе с геодезическими изыскательскими работами, поставкой комплекса технических средств и специализированного программного обеспечения, обучением эксплуатирующего систему персонала, сопровождением, выполнением гарантийных обязательств.

Изыскательские работы позволили провести корректуру геоподосновы, паспортизацию колодцев, съемку подземных коммуникаций с помощью современной аппаратуры компании Trimble, сбор данных по надземным и подземным сооружениям. Параллельно осуществлялась обработка и систематизация данных технической, проектной, эксплуатационной документации архива техотдела. Это обеспечило ввод в систему максимально достоверной картографической и описательной информации.

Поставка комплекса технических средств и специализированного программного обеспечения одним исполнителем позволили избежать проблем совместимости и гарантийного обслуживания.

Обучение персонала позволило эффективно начать внедрение системы в эксплуатацию и еще на стадии разработки учесть ряд предложений специалистов, свести к минимуму затраты на сопровождение системы.

Исходными данными для этой системы стали:

— картографические планшеты масштаба 1:500, откорректированные по результатам геодезических работ и переведенные в цифровую форму в соответствии со специально разработанным классификатором базы данных;

— техническая, эксплуатационная документация, материалы изыскательских работ;

— паспорта колодцев, созданные в результате изыскательских работ.

Основу геоинформационного программного обеспечения составляет программный комплекс ArcGIS с дополнительными модулями Spatial Analyst и 3D Analyst.

Система функционирует на АРМах (автоматизированных рабочих местах), реализованных на персональных компьютерах с ОС Windows 2000. АРМы имеют выход в локальную сеть отдела и корпоративную сеть предприятия в среде сетевой ОС компании Novell NetWare. В качестве устройства вывода для небольших фрагментов сетей АРМ использует цветной струйный принтер формата А3, для вывода крупноформатной информации — плоттер формата А0. Информация сохраняется на компакт-дисках.

ГИСИС позволяет представлять инженерные сети как взаимосвязанный с описательной информацией комплекс тематических слоев: ситуация, капитальные и гидротехнические сооружения, водопроводные и канализационные сети, сеть связи, нефтепроводные сети, тепловые и газовые сети, сеть железнодорожных путей, автомобильных дорог и т.д.

ГИСИС обеспечивает:

— получение оперативной информации по запросам о состоянии, характеристикам, расположению сооружений, инженерных сетей и коммуникаций;

— проведение пространственного анализа взаимного расположения и влияния различных объектов инженерных сетей;

— первичное проектирование и анализ новых сетей и коммуникаций;

— получение в автоматизированном режиме твердых копий планшетов любого масштаба и др.

ГИСИС реализует информационные запросы, такие как:

— перечень объектов на запрашиваемой территории и характеристики определенного объекта;

— определение объекта по координатам;

— определение объекта по его номеру или по его техническим характеристикам.

При информационном запросе область поиска может быть задана: именем, указанием номера или имени объекта, вводом координат контура или его указанием на мониторе АРМ. Для отображения абрисов колодцев используется “горячая связь” с выводом визуальной информации.


Рис. 1.
Фотоснимок района порта.


Рис. 2.
Трехмерная модель района порта.

Разработанная трехмерная модель порта (рис. 1, 2) позволяет проводить проектирование автомобильных эстакад и воздушных линий с учетом имеющихся инженерных сетей и коммуникаций.

Объектно-ориентированная база данных, спроектированная согласно разработанному классификатору, включает информацию по объектам инженерных сетей и коммуникаций, капитальным строениям, расположенным на территории порта, и не включает детализацию внутрицеховых, специальных зданий и сооружений.

ГИСИС поддерживает:

— работу с данными промеров глубин у причальных стенок и гидротехнических сооружений;

— ввод данных глубин акваторий и подходного канала;

— анализ изменения глубин при сравнении с результатами предыдущих измерений;

— отображение как наземной, так и подводной видео- и фотосъемки причальных сооружений;

— ввод данных по продольному профилю железнодорожного полотна.

Опыт эксплуатации геоинформационной системы инженерных сетей и коммуникаций показал:

— высокую эффективность системы, как инструмента для анализа и принятия решений по вопросам эксплуатации и развития инженерной инфраструктуры порта;

— высокое качество при тиражировании твердых копий планов необходимой детализации по сравнению с традиционной технологией;

— возможность интеграции с системами автоматизированного проектирования (САПР) в сквозном цикле проектных работ.