ГИС для регистрации и учета протяженных объектов недвижимости

Владимир Андрианов, ведущий эксперт DATA+

Географические информационные системы (ГИС) — это успешно развивающаяся информационная технология, эффективно применяющаяся во многих отраслях,

Татьяна Кувшинникова, эксперт DATA+

Межевание полосы отвода железной дороги, как и автомобильной дороги, отличается от межевания других протяженных производственных комплексов. При землеустроительных работах, например, по объектам электросетей, земля выделяется под отдельные опоры или электроподстанции. Когда мы имеем дело с железными дорогами, земельные отводы выделяются не только в пределах железнодорожных станций, но и на всем протяжении железнодорожного полотна, включая насыпи, по которым проложены рельсы, и придорожные лесополосы.

В связи с этим возникают особые требования к технологии проведения работ, связанных с межеванием земель и оформлением документации, большую часть которой составляют планы местности и чертежи отвода. Технологии GPS и ГИС позволяют вам выполнить работу в сжатые сроки и превратить ее в увлекательное занятие. ArcGIS и GPS придут к вам на помощь уже на подготовительной стадии и не оставят без дружеской поддержки вплоть до распечатки итоговых документов.


Рис. 1.
Фрагмент плана отвода железной дороги масштаба 1:2000.


Рис. 2.
Пример чертежа границ землепользований МПС.

Сказанное выше можно конкретизировать на основе опыта, полученного Бюро Кадастра Таганрога в ходе выполнения проекта “Установление границ полосы отвода Ростовского отделения ФГУП СКЖД МПС РФ”, который был завершен в 2002 году. Программное обеспечение ArcGIS использовалось для решения задач на всех этапах работ.

— Определение зоны интересов:

• буферизация железнодорожного пути;

• выбор планшетов;

• определение объема работ;

• регистрация планшетов в определенной системе координат в ArcMap;

• регистрация чертежа существующего отвода дороги.

— Подготовка топографической основы:

• создание структуры данных, модели данных (встроенные в Microsoft Visio дополнительные модули моделирования ГИС объектов и ArcCatalog);

• векторизация планшетов в пределах зоны интересов (EasyTrace, Editor Arc Map);

• использование различных источников векторных данных в различных проекциях и их отображение в едином пространстве, большой выбор проекций и возможность дополнять список проекций собственными вариантами (мастер задания проекций ArcToolbox).

— Обработка геодезической съемки:

• использование мобильной геодезической съемки при инвентаризации дорог, получение потока координат, включая высоту, непосредственно в момент съемки или при передвижении по инвентаризуемой дороге (GPS технология);

• построение векторных объектов на основе геодезической съемки, уравнивание ходов (ArcGIS Survey Analyst, CREDO);

— Создание отвода железной дороги:

• построение километровых и стометровых пикетов (команда Divide в ArcMap);

• построение отвода по промерам (функции Parallele, Perpendicular, Angle/Length…).

— Подготовка планов и чертежей:

• разбивка карты на листы вдоль дороги (MapSeries ArcMap);

• поворот вида на заданный в сетке листов угол;

• размещение на одном листе нескольких видов с разными направлениями на север;

• создание текстовых меток, аннотирование промеров (Label Features ArcMap);

• отображение карты в соответствии с принятыми стандартами условных обозначений, создание собственных наборов символов (Style Manager ArcMap);

• создание и вывод на план таблицы координат участка земельного отвода дороги (Create reports ArcMap);

• возможность вывода планов на печатающие устройства.

— Согласование отвода дороги:

• хранение всех данных (векторных, растровых, табличных) неограниченного объема и их связей в единой базе данных (например, Oracle);

• многопользовательское редактирование данных и разрешение конфликтных ситуаций (ArcSDE);

• поддержка версий базы данных (ArcCatalog).

— Анализ пространственных данных:

• определение протяженности участка дороги;

• определение площади и периметра отвода дороги;

• определение примыкающих земельных участков и пользователей;

— Проектирование:

• построение трехмерной модели местности, “пролет” над дорогой (3D Analyst, ArcScene);

• определение оптимального маршрута строящейся дороги (Spatial Analyst, Tracking Analyst);

• дальнейшее использование накопленных данных и навыков в корпоративных целях, приобщение к среде ГИС.

Автор благодарит коллектив НПК БК Таганрога за предоставленный материал.