Звартноц премирован президентом Кочаряном

…Одним из главных сокровищ армянской архитектуры
является Звартноц — храм Бдящих Сил…

(“Шедевры”, Электронная энциклопедия)

8 июля 2002 г. было объявлено о том, что информационная система «Перевозка» для международного аэропорта «Звартноц» (Республика Армения) удостоилась ежегодной Премии Президента Республики Армения в области техники и информационных технологий.

Данная работа была выполнена совместно армянской компанией ЗАО «Авиаинфотел» и российской компанией ЗАО «Эльбрус-2000», системным интегратором, поставщиком комплексных информационных, телекоммуникационных и технологических решений на основе рабочих станций и серверов Sun Microsystems. Эта компания имеет большой опыт построения масштабируемых высоконадежных информационных систем, ею выполнен ряд ответственных проектов. Успешным стал и проект для Ереванского Международного аэропорта Звартноц, отмеченный президентом Армении Робертом Кочаряном.

ИС «Перевозка» представляет систему комплексного управления международного аэропорта. Исходной посылкой при разработке системы стало то, что в обеспечение деятельности международного аэропорта вовлечено большое число служб разных предприятий и ведомств. При осуществлении процедур обслуживания рейсов задействованные службы нуждаются в использовании большого объема информационных ресурсов, собираемых и хранимых в разных службах, а также в координации деятельности. Поэтому система «Перевозка» создавалась как территориально-распределенная многоцелевая система поддержки повседневной деятельности аэропорта «Звартноц», на корпоративных основаниях объединяющая в себе информацию обо всех операциях по обслуживанию рейсов на территории аэропорта.


Рис. 1.
Международный аэропорт Звартноц.

ИС «Перевозка» обеспечивает решение следующих комплексных задач:

• Управление и контроль всего цикла наземного обслуживания пассажиров, воздушных судов, багажа и грузов, включая взаиморасчеты с «Перевозчиками», «Заказчиками» и «Смежниками», а также выдачу по сети справочно-информационных и технологических данных в реальном масштабе времени;

• Взаимодействие с государственными организациями и авиакомпаниями, вовлеченными в процесс перевозки посредством обмена данными и предоставления доступа к информационным ресурсам системы через глобальные сети передачи данных;

• Информационное обеспечение выполнения межгосударственных соглашений по борьбе с международным терроризмом, организованной преступностью и незаконной миграцией.

Аппаратно-программная среда системы включает в себе двухпроцессорный сервер Ultra Enterprise 450, серверы прикладных программ Ultra 5, внешнюю память на RAID массиве дисков StorEdge A1000 компании Sun Microsystems и СУБД Oracle8i.

Программное ГИС обеспечение компании ESRI обеспечивает визуализацию всей информации о перемещении воздушных судов по стоянкам, пассажиропотока по секциям и т.п., а также о трассировке всевозможных коммуникаций аэропорта.

В этой среде функционируют свыше 300 рабочих мест, объединенных в информационно-телекоммуникационную систему, имеющую выход на общегородские телефонные и ведомственные сети. ИС «Перевозка» подключена к глобальным сетям передачи данных с обеспечением всех необходимых мер по защите информационных ресурсов системы от несанкционированного доступа.

Центральным звеном информационного обеспечения ИС является единая база данных аэропорта на основе СУБД Oracle. Она обеспечивает актуальными и достоверными данными весь технологический цикл обработки грузопассажирского потока международного аэропорта, а также предоставляет предприятиям, обслуживающим перевозку, возможность совместной эксплуатации информационных ресурсов аэропорта. В состав единой базы данных входят также справочники и классификаторы общим объемом более 5 млн. строк. Справочники имеют многоязычную структуру (армянский, русский, английский), содержат данные из атласов, словарей и других источников (со ссылками).

Непосредственное решение указанных выше комплексных задач обеспечивает подсистема прикладных программ ИС «Перевозка», которая интегрирует в себе корпоративные приложения, обеспечивающие работу в едином информационном пространстве служб аэропорта, авиакомпаний и государственных органов, контролирующих перевозки в международном аэропорту.

Для IP клиентов используются HTML и Java интерфейсы. В систему интегрированы приложения, обеспечивающие обмен данными, реализованный как переговорный процесс между службами авиакомпаний — центральной диспетчерской аэропорта — службами наземного обслуживания аэропорта — карго терминалом — службами миграционного и пограничного контроля. При этом гарантируется взаимоувязанность вводимых данных и реализуются требования табеля сообщений между службами.

Для финансово-экономических служб формируются отчеты, отражающие финансовую сторону производимых операций по предоставляемым услугам. Различным клиентам, в том числе через Internet, предоставляется возможность следить за информацией, отражающей процессы принятия решений и фактический ход операций по обслуживанию рейсов в аэропорту.

Информационная система «Перевозка» включает следующие подсистемы:

• Формирование основных информационных ресурсов;

• Формирование плановых рейсов;

• Формирование план-графика посменного приема/выпуска воздушных судов со стороны центральной диспетчерской службы аэропорта;

• Обработка производственной информации, накапливающейся при приеме, стоянке и отправке воздушных судов;

• Подсистема информационного обслуживания пассажиров;

• Подсистема управления персоналом с учетом доступа в контролируемые зоны;

• Подсистема управления финансовыми и экономическими информационными потоками;

• Подсистема контроля незаконных мигрантов и разыскиваемых личностей;

• Интеллектуальная поисковая система.

Функции геоинформационной системы аэропорта связаны с созданием картографических и атрибутивных данных, необходимых для функционирования системы, например, данных по маршрутам, стоянкам, пассажиропотоку по секциям, местам проведения всех операций обслуживания грузов, режимным поясам, а также созданием карт различных коммуникаций аэропорта (рис. 2, 3). ГИС аэропорта обеспечивает также выборки и запросы по различным критериям, а также некоторые аналитические возможности, связанные с расчетами объемов, длин и площадей объектов.


Рис. 2.
Данные по регистрации пассажиров на определенный рейс.


Рис. 3.
Запрос по направлениям полета и связанной информации.

Программное обеспечение геоинформационной системы включает пакеты ArcInfo и ArcView, а также несколько приложений под ArcView, написанных с использованием встроенного языка Avenue.

Материал подготовлен с использованием данных, взятых с сайта компании Эльбрус2000 (http://www.elbrus.ru/).

P.S. По данным РИА «Ореанда», в ереванский аэропорт «Звартноц», в частности, в его техническое оснащение, будут вкладываться большие инвестиции, и через некоторое время Армения будет иметь лучший аэропорт в регионе. Такую уверенность выразил президент Армении Роберт Кочарян в ходе телемоста «Армения-Диаспора».