Железные дороги Гражданской войны 1861-1865 годов

Ниже приведен фрагмент одной из серии карт, посвященных Гражданской войне между Севером и Югом в США, созданных средствами ArcInfo и ArcView. На ней показаны пути передислокации войск Федералов и Конфедератов перед сражениями при Чикамауга и Чаттануга. В ходе этой войны железнодорожный транспорт впервые был использован для крупномасштабного перемещения войсковых подразделений. С самого начала командиры обеих армий осознавали роль железных дорог в повышении мобильности доставки войск и их материально-технического снабжения. В плане оснащенности железными дорогами у северян было неоспоримое преимущество и по общей длине, и по качеству пути. Большая часть дорог федералов была однотипной, в то время как на юге многие участки рельсового пути, по которым в мирное время хлопок и зерно доставлялись к портам, были разобщены и различались по своим характеристикам, что можно увидеть на карте, где дороги показаны черными линиями. Это ограничивало темпы и дистанцию оперативной переброски войск и их снабжения.

После 1862 года Федералы начали проникать на территорию, занятую южанами, намеренно разрушали их железнодорожные пути или, наоборот, переоборудовали их для переброски своих войск и грузов. Отставание Юга усугубилось. Конфедерация начала переброску войск из Вирджинии в Джорджию к Чикамауге в сентябре 1863 г. Реакция Северян не заставила себя ждать, считанные недели понадобились им для передислокации крупных войсковых соединений из Вирджинии в Теннесси. Эта переброска была одной из наиболее крупных за годы Гражданской войны. Явные преимущества Севера над Югом в возможностях оперативного реагирования на меняющуюся ситуацию стали еще более очевидными и, в конечном итоге, решили исход сражений.

Карта подготовлена Национальной службой парков, использовались данные Геологической службы США, Министерства внутренних дел и ESRI. Она опубликована в ежегодно издаваемом ESRI альбоме карт “ESRI Map Book”, том. 16.