Создание ГИС газотранспортной сети на территории Краснодарского края и Республики Адыгея

Васильев М.И., ООО «Газпром трансгаз-Кубань»

Шеслер А.А., НПК «Бюро Кадастра Таганрога», E-mail:shesler@cbt.ru

Карсян Е.И., НПК «Бюро Кадастра Таганрога», E-mail:karsyan@cbt.ru

 

Для обеспечения требований современного законодательства ОАО «Газпром» с 2002 года выполнен большой объем работ по оформлению прав на недвижимое имущество и переоформлению прав на землю. Одновременно велись аналогичные работы по оформлению прав на землю и недвижимое имущество в отношении большого числа инвестиционных объектов. В результате проведенных работ собран огромный объем сведений и документов, причем практически все они имеются и в электронном виде.

Эти материалы включают в себя документированные сведения об общих, правовых, технических и экономических характеристиках земельных участков и объектов недвижимости, пространственные данные о земельных участках и объектах газотранспортной инфраструктуры, актуальные данные об основных средствах и прочие сведения.

ГИС для управления активами

Эффективность управления любой компанией главным образом зависит от эффективности управления ее активами. Для газотранспортной компании недвижимое имущество является критически важным активом, а задачи управления имуществом, такие как анализ и мониторинг ресурсов газотранспортной сети – первоочередными. Следовательно, полученные в результате проведенных работ данные, изначально предназначенные только для регистрации прав на объекты недвижимости и землю, следует использовать и в задачах управления имуществом. В системе ОАО «Газпром» это реализовано созданием Единого реестра прав на недвижимое имущество.

Однако, кроме задач управления имуществом ОАО «Газпром» должен решать и множество технологических задач, связанных с обеспечением бесперебойной и безаварийной работы газотранспортных магистралей и прочих объектов газовой инфраструктуры. В рамках этих задач регулярно проводятся работы по обследованию и дефектоскопии газопроводов. Все эти сведения также систематизируются и хранятся в автоматизированных системах (например, ГИС «ГОТС»). Несомненно, что использование данных об имуществе и территории совместно с данными о техническом состоянии объектов газотранспортной системы значительно упрощает решение задач, связанных с ремонтом и поддержанием их безопасной эксплуатации.

В 2008 году ООО «НПК «БКТ» по заказу ООО «Газпром трансгаз-Кубань» разработало геоинформационную систему (ГИС) объектов газотранспортной сети на территории Краснодарского края и республики Адыгея. ООО «Газпром трансгаз-Кубань» – это крупное газотранспортное предприятие Кубани, эксплуатирующее систему магистральных газопроводов протяженностью более 7000 км. Общество объединяет в единую технологическую, организационную и финансовую систему 17 филиалов, производственные объекты Общества расположены в Краснодарском крае, Ростовской области и Республике Адыгея (рис. 1).


Рис. 1. Схема газотранспортной сети ООО «Газпром трансгаз-Кубань» на территории Краснодарского края и Республики Адыгея.

 

Основной целью ГИС, разработанной для ООО «Газпром трансгаз-Кубань», является консолидация данных, полученных в результате переоформления прав на землю и оформления прав на недвижимое имущество, с данными, полученными из различных служб компании, например, с технико-экономическими показателями объектов, данными обследования системы электрохимзащиты газопроводов, результатами шурфовых работ, данными дефектоскопии и коррозионного обследования газопроводов и т.п. Объединение этих столь разноплановых данных позволяет свободно и эффективно анализировать, прогнозировать и проводить мониторинг ресурсов всей газотранспортной сети. Одним из требований к создаваемой системе было использование ГИС, уже эксплуатирующейся подразделениями предприятия.

Этапы создания ГИС

Получив от заказчика множество разнородной информации, находящейся при этом в различных форматах, проанализировав состав, структуру и количество исходных данных, было принято решение разбить проект на два основных этапа выполнения.

Первый этап заключался в создании консолидированной базы геоданных и формировании ГИС, которая бы позволяла решать базовые задачи, такие как получение информации о технических характеристиках объектов газотранспортной сети, получение информации о местоположении объектов и смежных землях, вычисление протяженности газопроводов и площади объектов.

На этом этапе производился сбор и анализ, преобразование и наполнение ГИС основными исходными данными (рис. 2, 3).


Рис. 2. Преобразование данных из разных форматов в единый формат.


Рис. 3. Наполнение ГИС основными исходными данными.

 

На основании анализа собранного материала была разработана методика создания ГИС. В рамках этой методики:

  • Пространственные данные об объектах сети из разных форматов (ArcGIS, MapInfo, Autocad, «Панорама») были преобразованы в единый формат и приведены к единому стандарту;
  • На основании топографических данных была создана топооснова, также переведенная в единый формат;
  • Все пространственные данные были приведены к единой системе координат;
  • На основании технических паспортов, отчетных и справочных данных, предоставленных заказчиком, было произведено наполнение ГИС атрибутивной информацией об объектах газотранспортной сети;
  • Параллельно с вводом атрибутивной информации из разных источников производился сравнительный анализ этих данных.

В итоге была сформирована ГИС, обладающая достаточной справочной нагрузкой для реализации второго этапа.

На втором этапе выполнения работ решались задачи технологического и прикладного характера, предусмотренные договором. Был разработан универсальный модуль, расставляющий по линии газопровода «информационные метки». С помощью этого модуля:

  • «Отмечены» участки газопровода, где проводилась дефектоскопия, к каждой метке имеется соответствующая атрибутивная информация о местонахождении дефекта и его характеристиках;
  • «Отмечены» участки с неудовлетворительным изоляционным покрытием – на основании материалов проведенных комплексных электрометрических обследований и данных эксплуатации;
  • На основании топографических данных и геодезического позиционирования были построены метки пересечения трубопроводов с железными и автодорогами, водоемами и другими интересующими объектами, с указаниями километража пересечения и характеристик препятствия (рис. 4).

 


Рис. 4. Пересечения трубопроводов с оврагами.

 

В результате, наполненная данными система позволяет решать ряд задач, нацеленных на более эффективное управление газотранспортной сетью:

  • Формировать пространственные запросы к данным ГИС, например, определять пространственные отношения между элементами сети и другими объектами.
  • Получать технологическую информацию об объектах сети.
  • Автоматизировать получение отчетной документации.
  • Получать информацию о проблемных участках газопровода.

Выводы

Созданная ГИС позволяет системно решать вопросы диагностики, капитального ремонта и реконструкции объектов газотранспортной инфраструктуры. Помимо этого, она дает возможность прогнозировать возможные проблемы с объектами газопровода, своевременное устранение которых обеспечивает безопасность газотранспортной системы. Данные об объектах недвижимости и земельных участках, полученные в результате работ по оформлению прав, можно эффективно использовать для решения различных задач прикладного и технологического характера, связанных с эксплуатацией газотранспортной системы. При планировании работ, связанных с любыми действиями на землях сторонних пользователей (например, при проведении капремонта), сроки подготовки документов для изъятия земель во временное пользование сокращаются в несколько раз, при этом качество материалов улучшается.