Самый загруженный аэропорт в мире высоко взлетает с помощью ГИС

ТранспоWorld’s Largest Airport Flies High with GIS

 

Веб-ГИС и возможности 3D позволили всему коллективу международного аэропорта Хартсфилд-Джексон перейти на новый уровень – от простого использования карт к специализированным корпоративным решениям и приложениям, работающим с постоянно актуализируемыми данными. Команда ГИС-специалистов аэропорта теперь постоянно проводит репликацию данных локально и в облаке, более активно и оперативно реагирует на события, обеспечивая поддержку выполнения основных бизнес-процессов в круглосуточном режиме и на разных устройствах, в том числе мобильных. Современная ГИС способствует реализации главных приоритетов аэропорта, заключающихся в обеспечении эффективности деятельности, безопасности и качественного обслуживание клиентов.

Международный аэропорт Хартсфилд-Джексон в Атланте, штат Джорджия, является самым загруженным в мире по пассажирообороту и самым большим по количеству взлетов и посадок. Ежедневно он обрабатывает 2 500 рейсов, обслуживает 100 миллионов авиапассажиров в год. Аэропорт управляет пятью взлетно-посадочными полосами, 115 рулежными дорожками с покрытием из 16 тысяч бетонных плит, 200 выходами на посадку из терминалов, 40 километрами подземных топливных линий и больше чем 18 000 элементами освещения на летном поле, а также многочисленными зданиями и другими объектами. Территория аэропорта огромна и достигает 2000 гектаров, общая площадь терминального комплекса составляет около 530 тыс.кв.м., в нем расположено более 260 пунктов по обслуживанию населения (магазины, кафе, дьюти-фри, банковский центр, почтовая служба и др.), занимающих площадь более 20 тыс.кв.м. Все залы и терминалы связывает подземная система автоматического перемещения людей в составе вагонных поездов и движущихся тротуаров.

Для поддержки функционирования этого сложного комплекса и успешного выполнения широкого круга задач в аэропорте было внедрено современное корпоративное решение на основе технологии геоинформационных систем (ГИС). Команда ГИС аэропорта занимается обслуживанием разнообразных пользователей системы: эксплуатационников, планировщиков, мобильных бригад на летном поле, ремонтников и технического персонала по инженерным коммуникациям и сетевому хозяйству, лиц, принимающих решения, подрядчиков, инспекторов, пассажиров, клиентов и общественности. Использование преимуществ всей платформы ArcGIS помогает им в их миссии по поддержке успешного функционирования всей организации и достижению ее главных приоритетов: эффективность деятельности, высокое качество обслуживания клиентов и безопасность.


Вьюер для группы технического обслуживания аэропорта предоставляет доступ ко всем данным, необходимым для его эффективной эксплуатации.

Внедрение платформы ArcGIS на основе общей централизованной Веб-ГИС означает, что система поддерживает как ежедневно обновляемые локальные данные, так и данные в облачной среде, чтобы обеспечить непрерывность бизнес-процессов. А ряд приложений под ArcGIS, в том числе Collector for ArcGIS, Operations Dashboard, Explorer for ArcGIS, новое настольное приложение ArcGIS Pro и другие, в том числе созданные с помощью конструктора Web AppBuilder, позволяют расширить возможности взаимодействия с системой каждого сотрудника в организации в любое время, в любом месте и на любом устройстве.


Отображение проблем, выявленных в результате инспекции летного поля, c их описанием и приоритетом.

Через облачную ГИС, развернутую в среде ArcGIS Online, сотрудники могут обратиться и к ряду специализированных решений, таких как вьюер для группы технического обслуживания. Он предоставляет доступ ко всем данным, необходимым для повседневной эксплуатации аэропорта, включая полосы движения на летном поле и их окружение, инженерные коммуникации, освещение аэродрома. Для настройки этого приложения используется Web AppBuilder.


Информационная панель с отображением результатов инспекций и хода выполняемых работ.

Еще одно приложение на основе ArcGIS предназначено для мониторинга состояния покрытия. Покрытие аэродрома составляет более 4 млн. квадратных метров, и контроль его качества – непрерывный процесс. Каждое утро в ходе инспектирования взлетно-посадочных полос и рулежных дорожек команда управления воздушной зоной непосредственно на месте определяет и фиксирует на своих мобильных устройствах любые проблемы с дорожным покрытием, информационными указателями, освещением, разметкой и маркировкой на аэродроме. Вся информация собирается и отображается с помощью приложения «Вьюер покрытия летного поля», позволяющего лучше отслеживать состояние покрытия, проводить анализ и расчет стоимости ремонта или замены бетонных плит. Приложение создано на основе Collector for ArcGIS, установленного на мобильных устройствах сотрудников, при этом обеспечивается точная координатная привязка собираемых данных с помощью геодезических приборов GPS. Полученные данные добавляются в ArcGIS Online и сразу становятся доступными и в других приложениях.


Покос травы, в этой масштабной задаче помогает мобильная ГИС.

Летное поле – зона повышенного внимания, один из главных приоритетов. Обеспечению его безопасности и бесперебойной деятельности служит накапливаемая в ArcGIS Online информация, в том числе сведения о появлении диких животных и стай птиц, или о случаях незаконного проникновения, воровства и других правонарушениях. Для отображения текущей ситуации и статуса нарушений разработана специальная информационная панель, она суммирует данные о замеченных проблемах или неполадках, например с освещением, по их типу, местоположению и приоритету, что важно для оперативного принятия решений по устранению выявленных недочетов.


Отображение дефектов покрытия летного поля с их характеристикой.

Отдельной задачей является покос травы в зоне аэродрома. Эта на первый взгляд несложная работа осложняется как ее объемом, так и тем обстоятельством, что она должна проводиться с учетом соблюдения безопасности в присутствии сотен самолетов, а также другой техники. Чтобы скосить всю траву на аэродроме, нужна целая неделя, и за этим процессом внимательно смотрят регулирующие органы в лице FAA. Для управления этим процессом и его мониторинга используется Explorer for ArcGIS. Аналогичный процесс, в большей степени характерный для районов с более холодным климатом, – это уборка снега.


Проблемы, связанные с дикими животными и птицами.

Пожарная служба ведет постоянное инспектирование территории аэропорта, и в этом ей также помогает ГИС. Например, с помощью веб-карты, доступной и на мобильных устройствах, выделяются приоритетные зоны для текущей проверки и планируются следующие инспекции.

Веб-ГИС предназначена не только для сотрудников аэропорта, но и для его партнеров и клиентов. Так, для пассажиров в залах установлены роутеры для предоставления бесплатного доступа через Wi-Fi. После введения в ГИС поэтажных планов всех помещений, и подрядчиков и арендаторов потрясло, насколько быстро эти данные появились в приложениях на их мобильных устройствах. Также разработано специальное приложение для навигации и поиска нужных объектов внутри аэропорта для более удобной ориентации на его территории. А специальная информационная панель используется сотрудниками для отображения и анализа поэтажной загруженности и людского трафика. Примечательно, что для запуска всех этих приложений не понадобилось писать ни одной строчки кода.


Отображение текущего статуса осветительного оборудования.

В разработанных настольных ГИС-решениях стали широко использоваться 3D-возможности недавно появившегося корневого приложения ArcGIS Pro. Для управления сложным комплексом аэропорта необходимы не только точные актуальные данные, но и его представление во всех трех пространственных измерениях. Это, например, важно для отображения зон взлета и захода на посадку для каждой из пяти ВПП. В числе прочего, представляемые в ГИС трехмерные поверхности глиссад определяют максимально разрешенную высоту окружающих деревьев, других объектов и препятствий. Для отслеживания соответствия регламентным ограничениям также используются возможности ArcGIS, помогающие определить расположение и количество деревьев, нуждающихся в обрезке, и оценить необходимые ресурсы и затраты на выполнение таких работ. В этом случае применяются инструменты геообработки, позволяющие определить, какие деревья и насколько нужно обрезать, на каких участках они находятся, и кто за них отвечает. За соответствующее приложение и выполняемую на его основе работу Федеральное управление Авиации (FAA) поставило Атланте высший балл в ходе проведения очередной инспекторской проверки.


Классификация пожароопасности по степени риска для проведения инспекций.

Успех этого проекта вдохновил ГИС-команду на переосмысление подхода к управлению всем пространством аэропорта с учетом третьего измерения. И это относится не только к собственно аэропорту, но и к любым другим объектам, ко всему окружающему пространству, поскольку 3D – везде вокруг нас.

Переход к централизованному управлению пространственной инфраструктурой был осуществлен в несколько этапов. Сначала команда ГИС использовала стандартизированную модель данных и набор картографических правил для создания базовой карты в 2D, на втором шаге были добавлены подробные данные по объектам, принадлежащим аэропорту. Затем, 3D модель, созданная по технологии Pictrometry, помогла воссоздать близкие к реальности представления многих объектов с высоким уровнем детальности, включая терминалы, диспетчерскую вышку, залы ожидания, выходы на посадку в самолеты. На третьем этапе процедурные правила использовались для создания моделей других объектов, таких как сигнальные огни и информационные указатели. Все знаки создавались на основе точек и атрибутов, хранящихся в базе данных, и отображались на карте с помощью 3D правил. То есть, имеющиеся ГИС-данные были преобразованы в привычные указатели и разметку, которые пилоты видят каждый день. Изменяя атрибуты, можно быстро обновлять знаки. Аналогично, можно изменять любые указатели и сигнальные метки.


Приложение для навигации внутри аэропорта с отображением поэтажных планов и другой информации на мобильных устройствах.

Это так называемое процедурное моделирование. Процедурные правила позволяют оперативно реагировать на динамично меняющуюся ситуацию и предоставлять максимально актуализированную информацию. Например, при изменении структуры самолетного парка компании-перевозчика можно быстро проверить, нужно ли менять обслуживающую инфраструктуру, в том числе удостовериться в том, что имеющийся трап для посадки подходит для самолетов данного типа.


Информационная панель для отображения поэтажной нагрузки и общего интернет-трафика по аэропорту.

Завершающим шагом процесса создания 3D модели аэропорта стал импорт в ГИС данных из BIM – информационной модели зданий. Это позволило перенести возможности ГИС внутрь терминала. Теперь всегда можно посмотреть, что находится не только вокруг него, но и внутри – в зале ожидания и за ним, можно «пройти» через окно или стену и увидеть объемную картину того, что находится внутри на всех этажах и в разных помещениях.

Таковы четыре шага, которые понадобились для создания 3D модели международного аэропорта Хартсфилд-Джексон в Атланте. Вместе с Esri специалисты аэропорта установили новый стандарт интеллектуального управления инфраструктурой, ее контроля и планирования. Теперь сотрудники аэропорта активно используют 3D в своей работе. Возможности ArcGIS, например, такие как работа в 3D, новый вьюер сцен и продвинутый пространственный анализ, позволяют им оперативно получать действенные и надежные результаты.


Анализ необходимой обрезки деревьев в зонах взлета и захода на посадку.

По словам Дэвида Райта (David Wright), ГИС-менеджер аэропорта: “Веб-ГИС превратила нашу команду из простых создателей карт в поставщиков решений, что позволяет нам быть гибкими, открытыми, удовлетворяя потребности многочисленных заинтересованных в этой информации сотрудников 24 часа 7 дней в неделю”.

Впрочем, не нужно быть самым большим в мире аэропортом или просто крупной организацией, чтобы заботиться об эффективности работы и обслуживания клиентов. “Успех этого проекта вдохновил нас на переосмысление всего окружающего пространства и важности его представления в трех измерениях. Этот подход не должен быть ограничен только аэропортами. 3D – это то, где мы живем, и это для всех нас”, – отметил Райт.


3 D модель аэропорта, включает также внутренне пространство терминалов и подземные коммуникации.

От редакции ArcReview: Для получения наглядного представления об этом проекте и о том, как начать такую работу и что можно получить в конечном итоге, посмотрите познавательную и вдохновляющую русифицированную нашими специалистами видеозапись выступления представителей аэропорта Хартсфилд-Джексон «ГИС в аэропорту Атланты – самом большом в мире» на международной пользовательской конференции Esri 2015 года, она доступна на https://www.youtube.com/watch?v=QmKAUi6o-0A&feature=youtu.be.