ArcGIS в 2016 и дальнейшие инновации

Уважаемые читатели!

В этом номере ArcReview мы расскажем о том, как сейчас развиваются геоинформационные технологии на платформе ArcGIS, и как они помогают преобразовать информацию в инновации. Вы узнаете о новых версиях ПО ArcGIS и вариантах его развертывания, о новых и обновленных настольных, серверных и мобильных приложениях, являющихся логично дополняющими друг друга компонентами единой интегрированной архитектуры, и некоторых других новшествах, появившихся в текущем году или планируемых на ближайшее будущее. Во всем мире они помогают более качественно и профессионально решать стоящие перед обществом задачи, облегчить информационное взаимодействие и передачу данных на уровне всей организации, между офисными и полевыми работниками в рамках корпоративных рабочих процессов. Часть статей посвящена проектам с использованием возможностей и инструментов ГИС в таких областях как территориальное планирование и муниципальное управление, коммунальное хозяйство, земельный кадастр, экология, гидрология, картография, исторические исследования.

Возможности организации эффективно использовать общекорпоративные данные для их разностороннего анализа и получения важных для ее деятельности результатов поистине безграничны. При этом отличным вариантом, но и достаточно сложной проблемой является интеграция всей этой информации в среде одной системы, которая обладает возможностью объединить во многом несходные по своим задачам, методам и функционалу системы, используемые в организации. Полномасштабная современная ГИС-платформа, такая как ArcGIS, как раз и представляет собой систему контактирования, которая способна связать людей во всей организации и за ее пределами путем предоставления доступа к нужной им информации посредством единого ресурса, реализованного в виде Веб-ГИС. ArcGIS также предлагает несколько конфигурируемых и сразу готовых к применению решений, которые позволяют вам быстро и легко создавать «умные» карты и разнообразные приложения. Эти объединенные возможности дают в ваши руки силу и инструменты для воплощения ваших планов и идей и принятия инновационных решений на их основе.

Наш мир пронизан информацией. Многие организаций обладают огромными массивами информации, и естественно их желание и стремление использовать эти ресурсы наиболее эффективным образом, чтобы они не лежали втуне, устаревая и теряя свою ценность. Но чего многим из них порой не хватает, так это живой органической связи между двумя составляющими процесса информационной поддержки: обладанием данными и обеспечением удобного доступа к ним. Причина заключается в отсутствии системы, способной воспринять и синтезировать эту информацию, превратив ее в действенное интеллектуальное знание, которое реально поможет в их деятельности и будет способствовать реализации их бизнес задач. Для этого необходимо управление и организация информации таким образом, чтобы вовлечь в этот процесс и заинтересовать многих людей во всей организации.

Конечно, достичь такого идеала информационного взаимодействия и повсеместной информационной осведомленности не так уж и легко. Для большинства организаций об этом легче сказать, чем реализовать на практике. По умолчанию, информация имеет свойство изолироваться в разобщенные бункеры и закопанные где-то силосохранилища, которые контролируются разными группами, командами и подразделениями организации. Такая практика затрудняет принятие правильных, основанных на проверенной и комплексной информации решений и, в итоге, создает барьеры и подводные камни для достижения конечного успеха. И многие руководители размышляют и недоумевают, каким образом они могут организовать информацию и доступ к ней так, чтобы она работала на благо организации, а не против нее, чтобы все сотрудники могли быстро обратиться к нужной информации и использовать ее в своей работе.

Достойный ответ лежит в русле ArcGIS. Это экспертная система для налаживания взаимодействия и совместной работы, которая позволяет организации консолидировать большие объемы накопленных данных, управлять ими в единой среде, исследовать их в пространственном контексте, обмениваться данными и результатами их обработки и анализа как внутри коллектива, так и с внешними партнерами. С помощью развернутой веб-ГИС обеспечивается безопасный обмен «умными» интерактивными картами, в основе которых лежат наборы актуализируемых данных, и приложениями между ГИС-профессионалами, аналитиками, руководителями и управленцами, другими пользователями и всем сообществом, обращающимся к открытым данным.

На протяжении десятилетий ПО ArcGIS преимущественно использовалось как система регистрации геопространственной информации и активов. В наше время этого, однако, недостаточно. Необходимо увеличить отдачу от системы регистрации, сделав информацию в ней доступной более широкому кругу людей для вовлечения их в процесс сотрудничества. Другими словами, систему регистрации необходимо дополнить системой взаимодействия.

Современная платформа ArcGIS уникальна тем, что является одновременно и системой регистрации, и системой взаимодействия. Система взаимодействия позволяет большим группам людей обмениваться сложными данными и идеями, быстро их усваивать и применять. Именно это делает платформа ArcGIS.

ГИС, как система взаимодействия, помогает использовать географию (карты и другие продукты) повсюду, вовлекая в сотрудничество каждого в организации и сообществе вокруг нее: сотрудников, клиентов, партнеров и простых граждан.

Чтобы воплотить такое видение ГИС в реальность, платформа ArcGIS была расширена и модернизирована. Сегодня она включает готовые приложения и контент, функционал и инфраструктуру ГИС, обеспечивающие любому пользователю возможность визуализации, анализа и обмена информацией с другими людьми при помощи интеллектуальных карт, доступных всегда, везде и на любом устройстве. Таким образом, речь идет уже не о простом сборе и хранении информации, а о предоставлении каждому в организации (и окружающем сообществе) возможности использования и понимания сути этой информации.

Карты служат именно для этого. Они предоставляют доступ к ценной информации, содержащейся в системах регистрации. Карты и ГИС превращают системы регистрации в системы взаимодействия, совмещая обе эти модели.

Система взаимодействия начинается со связи, соединения людей в режиме реального времени с помощью смарт-устройств, знающих свое местоположение. Благодаря приложениям для мобильных устройств, полевой персонал работает более производительно и эффективно, оперативно получая и передавая информацию. Визуализируя и анализируя бизнес-данные на карте, офисные работники обнаруживают новые закономерности и взаимосвязи. Граждане могут легко находить информацию о событиях в своем городе, регионе или стране на порталах открытых данных и немедленно сообщать свое мнение органам власти с помощью краудсорсинговых приложений, которые любой без труда может установить на своем смартфоне. Руководители организаций и подразделений получают комплексное представление текущего состояния бизнеса (привязанную к местности картину обстановки на данный момент и ее динамику в пространстве и во времени), позволяющее им должным образом контролировать и прогнозировать ситуацию, своевременно вносить коррективы.

Ключевым словом во всех этих примерах является, конечно, взаимодействие. Оно обеспечивается с помощью инструментов сотрудничества, открывающих доступ к информации и облегчающих совместную работу над проектами. Хотя ГИС-специалисты по-прежнему наполняют данными систему регистрации (путем создания, хранения и анализа геопространственной информации), приводящую в действие систему взаимодействия, они и картографы уже не единственные, кто может создавать, использовать и публиковать карты. Теперь все и повсюду могут сотрудничать, используя карты в веб-браузерах и приложения на настольных компьютерах, ноутбуках, планшетах и смартфонах.

Для поддержки взаимодействия нужны системы и устройства, имеющие механизмы определения местоположения, поскольку они позволяют интегрировать данные из разных систем регистрации. ГИС-специалисты хорошо знают, что почти каждый элемент данных в системах регистрации, таких как ГИС, системы планирования ресурсов предприятия (ERP) и взаимодействия с клиентами (CRM), содержит определенную информацию о местоположении. Интеграция информации по местоположению и визуализация ее на карте очень часто помогает обнаружить что-то новое, полезное в работе. Это справедливо в отношении табличных, векторных, растровых и даже «больших» данных.

Система взаимодействия позволяет легко использовать всю эту визуальную информацию, поощряя сотрудничество и способствуя рождению новых идей. Но даже став языком систем взаимодействия, карты по-прежнему останутся важным элементом систем регистрации. Организация должна иметь и систему регистрации, и систему взаимодействия. Обе они есть в ArcGIS, в этом ее важное преимущество.