Не отстаем ли мы в подходе к ГИС-аналитике?

Крис Нортс, Esri Canada

 

Are We Missing the Boat on the True Value of Analysis in GIS?

 

Недавно я общался с руководством IT-департамента одного из наших старейших и крупнейших клиентов в сфере здравоохранения. Встреча состоялась по инициативе группы ГИС этой компании, которая хотела, чтобы мы помогли им перейти на новую ГИС-технологию.

Мы обсуждали, как они используют ГИС, и какие новые инструменты Esri могли быть им интересны. Обычный разговор. Но затем один из топ-менеджеров, директор по информации, посмотрел на меня и сказал: «Крис, ГИС-технология, которую мы используем, замечательна. Она нам очень нравится. Но не она является сейчас для нас главным приоритетом. Что мне нужно, так это система, которая способна анализировать и визуализировать наши данные».

ЧТО?!?! Если один из наших крупнейших клиентов, использующий ПО Esri несколько десятилетий, не рассматривает ГИС как «…систему, которая способна анализировать и визуализировать данные…”, то ЧТО она для них значит?

Я спросил каждого из сидящих за столом, для чего им нужна ГИС. Ответы меня не удивили. Я услышал такие слова, как «картография» и «управление данными». Они также упомянули их «портал», который реально был просто ГИС-вьюером. Он им очень нравился, потому что объединял много слоев данных, и можно было выбрать нужный слой. Они отметили, как преимущество, возможность быстро распечатать карту с этими данными. И, что еще важнее, экспортировать эти данные в формате CSV для анализа в Excel.

ЭВРИКА! Эти айтишники не рассматривали свою ГИС, как инструмент бизнес-анализа. ГИС для них – это склад пространственных данных, место, где можно «получить», а не «использовать» данные. Поразмыслив, я понял, что удивляться тут нечему. Как профессиональное сообщество, мы, ГИС-специалисты в последнее десятилетие сосредоточились на таких вещах, как гигантские хранилища, ETL-скрипты и модели данных. Мы уделяем слишком много внимания таким вещам, как архитектура веб-сервисов и безопасные прокси-точки. Мы создали упрощенные версии наших настольных ГИС-программ для работы с данными в веб-браузере. Такой подход и его реализация для данного конкретного клиента стали шаблоном, с которым я постоянно встречаюсь.

Проблема, как я ее вижу, заключается в том, что мы отделили в настольной ГИС функционал аналитики. Мы сосредоточились на слоях и моделях данных. Мы сочли, что пространственный анализ слишком сложен для непрофессиональных пользователей и сообща решили не смущать их умы подобными ГИС-инструментами.

Правда, затем мы частично решили эту проблему, создав инструменты для экспорта данных из ГИС в программы бизнес-аналитики. Почему частично? Потому что эти программы, как правило, рассматривают карты, как просто еще один вариант таблицы. (Смотрите, вы можете представить ваши данные в виде булавок на карте!)

ВПЕРЕД! Но ведь на самом деле мы способны предложить что-то поинтереснее. Гораздо интереснее. В ГИС информация о местоположении может служить мощным средством для продвинутого анализа и осмысления данных. Давайте не будем сторониться моделей Хаффа, анализа плотности и кластеризации. Давайте снова обратимся к набору инструментов пространственной автокорреляции. Эти функции используют информацию о местоположении для бизнес-анализа данных. Благодаря им ГИС-данные становятся чем-то большим, чем просто интересный вариант табличных данных, или диаграммы.

Способность ГИС анализировать и лучше понимать разнообразные данные – это именно то, что нужно сегодня большинству пользователей в любой организации. Вам не понадобится долго искать информацию в Интернет – там тысячи постов, статей и блогов об аналитике. Международная компания Deloitte в прошлом году представила аналитический отчет под названием «Аналитика 2016: важнейшие тренды». Ключевым трендом объявлено «распространение аналитики во все отделы организации». Мы все должны помнить об этом.

Очевидно, что традиционный подход, сосредоточенный на моделях данных и вьюере, не позволяет получить полной отдачи от ГИС. Нужны новые подходы, которые предоставят в руки не-профессиональным пользователям ГИС все ее богатые возможности. Они должны взять на вооружение новые аналитические инструменты, которые помогут им извлечь пользу из всей имеющейся у них информации. По своему опыту могу сказать, что лишь небольшая часть организаций умеет правильно распоряжаться всеми данными, которые она имеет. Им нужно средство, которое поможет обнаружить важные тенденции и закономерности в данных, несмотря на помехи и шум, и принять верное решение. Современные инструменты ГИС-анализа делают именно это.

Вернемся к той встрече. Знаете, что я в итоге сделал? Я открыл Excel, запустил приложение ArcGIS Maps for Office и показал, как можно перейти от списка адресов в Excel к карте, которая показала горячие пятна местоположения медпунктов, делавших вакцинацию от гриппа. Я просмотрел несколько отчетов о демографических профилях клиентов в пределах 20 минут езды от каждого пункта. Наконец, я добавил несколько слоев административных границ из существующей корпоративной ГИС и пространственно агрегировал демографические данные из набора Environics Analytics с помощью инструмента геообогащения.

И мы сразу обнаружили две области, где для определенного социо-экономического профиля населения приходилось избыточное количество медпунктов, делавших такую вакцинацию, и одну область, где таких пунктов не хватало. И организация смогла быстро исправить ситуацию, переместив пару медпунктов в другое место. Это было легко. Это было просто. И именно это было нужно директору по информации.

Не забывайте, что ГИС – это мощное средство геоаналитики, и грех не воспользоваться ее уникальными возможностями.