Современный сектор почтового обслуживания и стратегия местоположения

Вольфганг Холл, компания Esri

A location strategy for the postal sector

 

Недавно я зашел за корреспонденцией на нашу почту в Редленсе, Калифорния, и в очередной раз порадовался тому, что почтовое отделение находится так близко с офисом. Ожидая в очереди, я прикинул, сколько может стоить здание площадью 2500 кв.м. на участке площадью 20000 кв.м. в элитном районе в центре города. Я пользуюсь услугами почты и плачу налоги, следовательно, отношусь к той части населения, которая финансирует эту организацию. Хорошо ли распорядились моими деньгами, или возможно, существует другая модель почтового обслуживания, еще более удобная и не такая дорогая? Сколько стоит шаговая доступность?

Подобные вопросы задают почтовым компаниям во всем мире. В СМИ можно услышать доводы и за, и против закрытия почтовых отделений или передачи части функций почтового обслуживания другим организациям. Но что бы ни говорили, похоже, что структурные изменения в почтовых сетях неизбежны. Это касается и изменения, как правило, расширения, набора услуг, видов почтовых операций, и перенастраивания бизнеса в целом.

Не так давно швейцарская Swiss Post объявила о решении закрыть 600 из своих 1400 почтовых отделений к 2020 году. В январе 2017 года Почтовая служба Великобритания анонсировала закрытие 37 отделений, в том числе городских. А в марте в Ирландии люди вышли на улицы, чтобы выразить протест против планов закрытия сельских почтовых отделений.

В этом списке всех превзошла Германия: Deutsche Post закрыла все свои 14000 отделений, но удвоила в 2014 году число пунктов обслуживания, переместив их на заправки, в продовольственные магазины и другие точки розничного обслуживания с хорошей посещаемостью. Встретив поначалу нововведение протестами, многие немцы теперь оценили его по достоинству, ведь в новой модели больше пунктов обслуживания и более удобные часы работы. В выигрыше и Deutsche Post: этот проект позволил сократить расходы на заработную плату и получить миллиарды евро от продажи недвижимости.

Как специалисту по использованию ГИС (в приложении к анализу на основе местоположения) в секторе логистики и цепей поставок, мне было интересно отобразить происходящие изменения на карте. Подобно многим, я мыслю образами, и наглядная картинка способна рассказать мне больше, чем тысяча строк в электронной таблице.

Визуализация на карте данных Всемирного почтового союза (UPU) о числе почтовых отделений в разных странах и его изменении за последние пять лет позволяет сделать несколько выводов. Как показано на рис. 1, какой-то четкой закономерности в увеличении или сокращении числа почтовых отделений нет. В таких странах, как Австралия, Германия и Франция, число пунктов обслуживания увеличилось с 2010 по 2015 год более чем на 10%. За тот же период в Нидерландах, Перу и Нигерии число пунктов сократилось более чем на 15%. При этом во многих странах ЕС и Африки изменений не произошло.


Рис. 1. Число пунктов обслуживания и увеличение/сокращение почтовых отделений (в %) в разных странах в 2010 – 2015гг. (данные Всемирного почтового союза; UPU).

Можно заметить, что у каждой страны своя собственная стратегия. В странах с большой численностью населения (Китай, Индия, США) существенных изменений, как правило, нет.

Затем я посчитал число почтовых отделений на душу населения. Карта с цветовой кодировкой, показывающая число почтовых отделений на каждые десять тысяч человек населения в разных странах мира представлена на рис. 2.


Рис. 2. Число почтовых отделений на 10000 чел. населения (данные UPU).

Германия, Франция и Канада имеют одни из самых высоких показателей числа почтовых отделений на душу населения; Китай остается далеко позади, наряду с такими странами, как Саудовская Аравия.

В этой категории лидируют страны со сравнительно небольшой численностью населения, такие как Канада. Не удивительно, что США с более чем 30000 почтовых отделений не входят в группу стран с высокой плотностью почтовой сети.

Возможны и другие критерии оценки. На рис. 3 вы видите карту распределения почтовых отделений на территории США, более детально эта и соответствующая операционная информация по всем отделениям представлена на недавно запущенном USPS ГИС-инструменте Интерактивная национальная карта. Паттерн распределения очень близок к паттерну плотности населения. Сразу бросаются в глаза широкие пятна малонаселенных районов, особенно в западной части США. А сельские районы являются проблемой для любой почтовой организации с точки зрения предоставления стандартного пакета услуг.


Рис. 3. Пункты розничного обслуживания Почтовой службы США (USPS) на континентальной части США.

Географический анализ по критерию 10-минутной автомобильной доступности показывает, что отделения национальной почтовой службы США охватывают около 99% населения США. Как это можно соотнести с охватом частных компаний – конкурентов в сфере экспресс-доставки грузов? Карта, на которой отображены пункты обслуживания компании FedEx и ее нового партнера-ритейлера Walgreens и представлен тот же анализ 10-минутной автомобильной доступности, представлена на рис. 4.


Рис. 4. Сравнительная география пунктов розничного обслуживания USPS и FedEx/Walgreens на континентальной части США.

Если FedEx добавит пункт розничного обслуживания в каждый из 8500 магазинов Walgreens, то общее число пунктов обслуживания составит 11500. При этом Walgreen, наряду с FedEx являясь одним из крупных пользователей ГИС на платформе Esri, имеет превосходную стратегию размещения своих магазинов: около 90% населения живет в 10 минутах езды от Walgreens. Поэтому эффективность покрытия сети FedEx (90% населения при 11500 пунктах) заметно превысит эффективность покрытия сети Почтовой службы США (99% при более 30000 пунктов).

Резюмируя вышесказанное, можно отметить, что стратегия размещения, избранная Deutsche Post и FedEx с Walgreens, помогает решить несколько задач:

  • сократить инвестиции в недвижимость за счет перехода от традиционной модели к использованию розничных торговых точек;
  • увеличить число пунктов обслуживания за счет использования торговых точек партнеров;
  • улучшить обслуживание клиентов за счет более удобных часов работы.

Вопросы целесообразности открытия новых пунктов обслуживания (или закрытия старых), управление активами а также многие другие задачи почтовых и логистических служб и компаний, должны решаться с использованием инструментов анализа местоположения и других мощных возможностей, которые предоставляют современные ГИС. Недаром многие из таких компаний традиционно являются корпоративными пользователями ПО Esri (рис. 5). И пришло время добавить на электронную карту почтовые сети нового поколения.


Рис. 5. Некоторые из крупных клиентов Esri в почтовых службах и службах доставки.

Об авторе. Вольфганг Холл – технолог и специалист по использованию ГИС в секторе логистики и цепей поставок. Он пришел в Esri в 1998 году, имея опыт работы в Philips, DST и General Electric (Harmon Industries). На протяжении тринадцати лет работы в отделе профессиональных услуг он возглавлял практическую группу Esri по транспорту и логистике. Под его руководством были реализованы большие проекты внедрения корпоративных ГИС на платформе ArcGIS для многих крупных компаний, включая FedEx, Schindler Elevator, Sears, Sempra Energy, Siemens, AAA, OnStar и других. Он получил диплом инженера по электронике в Университете прикладных наук в Кельне, Германия (e-mail для связи: whall@esri.com)