ГИС – важный инструмент почтовых операторов и логистических компаний

Юха Толванен, руководитель группы проектирования сети компании Posti (Почта Финляндии)

GIS is a Vital Part of Postal Operators

 

Любой организации, совершающей денежные операции, нужна система контроля и управления финансами. Организации, перемещающей что-либо из одного места в другое, или реализующей товары и услуги, нужно наглядное представление ее операций и достигаемого результата в пространстве и во времени. Решение таких задач обеспечивается географическими информационными системами (ГИС) и специалистами по геоинформатике. Технология ГИС играет важную роль в этой деятельности не только потому, что помогает оптимизировать транспортные расходы, но и потому, что дает организациям лучшее понимание и представление текущей ситуации, позволяет полнее учитывать пространственную информацию при принятии оперативных и стратегических решений.

Почтовым организациям, напрямую связанным с процессом логистики, ГИС дает многие преимущества: она позволяет моделировать и оптимизировать сети и цепочки почтового обслуживания, экспресс-доставки грузов и розничной торговли; анализировать географическое распределение предложения и спроса на услуги и продукты и определять, какие коррективы требуется внести в сеть с учетом данной рыночной ситуации. ГИС также позволяет сравнивать охват рынка конкурентами с вашим собственным, анализировать доступность ваших пунктов розничного обслуживания, определять оптимальное число пунктов и их местоположение и комбинировать результаты статистического и географического анализа для создания наборов данных и сегментации рынка в целях направленного маркетинга. Кроме того, ГИС дает возможность комбинировать собственные данные почтовых организаций с данными сторонних поставщиков и обеспечивать полную прозрачность бизнес-процессов поставки услуг и продуктов для лучшего прогнозирования спроса и планирования производственных и логистических мощностей. А также обеспечивать безопасность, предотвращать кражи и мошенничество. Некоторые примеры из разных стран представлены на рисунках.

Польза от ГИС для почтовых операций

В почтовом бизнесе есть несколько операционных слоев. На верху иерархии находится слой сортировочных центров, каждый из которых, как оперативное подразделение, ежедневно собирает почтовые отправления в пределах своей зоны и доставляет исходящую почту в сортировочные центры зон назначения. Структуру сети таких центров можно смоделировать и оптимизировать с помощью инструментов ГИС-аналитики. Оптимальное число сортировочных центров и оптимальный размер их зон обслуживания определяются путем моделирования и оптимизации с заданными условиями и ограничениями, например, по видам почтовых отправлений, количеству и спросу домохозяйств и расстоянию. Если в сеть нужно встроить дополнительные сортировочные субцентры, их можно быстро добавить в процесс моделирования и оптимизации в соответствии с границами более высокого уровня иерархии.


ГИС для моделирования сети и анализа операционной деятельности в компании Posti.

Ниже по иерархической лестнице находится сеть центров доставки, границы которой должны соответствовать границам сети сортировочных центров, иначе сортировка не будет служить целям доставки и добавлять стоимость в процесс. Моделирование и оптимизация сети центров доставки – это решение средствами ГИС оптимизационной задачи типа размещение-распределение (location allocation) с использованием данных о месте (почтовых адресах) и объеме оказываемых услуг и подробных карт улиц от известных поставщиков данных, таких, например, как HERE, TomTom и др. Для решения этой задачи в расчеты добавляются факторы времени и расстояния. В задаче геообработки «размещение-распределение» в качестве ограничений обычно используются пороговые уровни спроса и расстояния. В процессе оптимизации выявляются места высокого спроса, которые потенциально могут оказаться «узкими местами» при сортировке почты в центрах доставки перед фактической доставкой, а также показываются наибольшие расстояния между центрами доставки и клиентами в их зонах обслуживания для возможной корректировки оптимизационных ограничений.

После прогона нескольких сценариев оптимизации местоположения центров с учетом показателей спроса и расстояния обычно имеет смысл также осуществить оптимизацию маршрутов, чтобы убедиться в том, что они отвечают требуемым параметрам (ключевым показателям эффективности; KPI). Такой анализ позволяет, например, проверить, определено ли для каждого центра доставки минимальное число маршрутов, и не превышено ли максимальное число маршрутов или максимальное допустимое расстояние. Этот анализ может также помочь оптимизировать структуру сети доставки, например, распределение грузовых станций и транспортных ящиков (сгруппировать транспортные ящики).

Одним из возможных представлений сети доставки является сеть маршрутов доставки, оптимизация которых является, пожалуй, самым распространенным типом ГИС-анализа. Почтовые компании обычно используют одну или несколько технологий маршрутизации, но, к сожалению, не всегда комбинируют маршрутизацию с ГИС-анализом.


ГИС-портал e-carto почтовой службы Франции.

ГИС позволяет почтовым компаниям перед оптимизацией маршрутов осуществлять анализ данных, который может дать ценную информацию для маршрутизации. Например, полезно найти области наивысшего спроса или проанализировать тренды в географическом контексте, в том числе с адресной привязкой, чтобы найти области падающего и растущего спроса или найти региональные особенности в плотности географического распределения услуг по данному способу транспортировки, или сравнить доступность сети при использовании различных видов транспорта. Здесь наиболее полезен ГИС-инструмент оптимизации маршрутов высокой плотности, поскольку вне рынка ГИС нет продвинутых средств маршрутизации такого типа, и есть множество различных технологий для решения задач оптимизации маршрутов низкой плотности с временным окном.

ГИС также позволяет манипулировать данными спроса, местоположения услуг и адресными данными с тем, чтобы смоделировать определенные предполагаемые ситуации, и затем выполнить оптимизацию маршрутов и посмотреть, как такое изменение ситуации повлияет на затраты и потребность в ресурсах и производственных мощностях (моделирование сценариев). Инструменты маршрутизации можно использовать для предварительной обработки данных и затем применять к результатам оптимизации другие типы анализа данных, без необходимости использования программных продуктов других поставщиков. Результаты маршрутизации можно использовать для принятия бизнесрешений, например, коррекции региональных временных окон обслуживания, сокращения или полного прекращения предоставления полного спектра или части услуг в зонах низкого спроса. Маршрутизация позволяет сразу увидеть изменения операционной эффективности и понять, где можно сэкономить; кроме того, можно осуществлять перекрестные проверки, чтобы увидеть, как эти изменения согласуются с другими дополнительными или альтернативными услугами, и сравнить их с услугами, предлагаемыми в данных регионах конкурентами.

Польза от ГИС для почтовых компаний

Часто можно услышать мнение, что у почтовых операторов уйма данных. Данных действительно много: даже не самые крупные почтовые операторы обрабатывают более миллиона почтовых отправлений в день, получают данные об адресах, отправителях, получателях и другую информацию. Например, мы в Posti знаем наших клиентов, получателей, потребителей, у нас есть наборы данных от национальных статистических центров и других государственных и частных организаций, у нас есть демографические и социально-экономические данные и даже данные, которые нам поставляют наши клиенты. Наконец, мы безусловно собираем данные из наших собственных бизнес-процессов.

Для новых проектов мы в нашей службе начали самостоятельно собирать новые типы данных, например данные о ценах на бензин, ущербе, причиненном морозами, состоянии улиц, дорожных знаках, стеклах на балконах жилых (малоэтажных) домов, показаниях датчиков и многое другое. Почтовые компании заинтересованы в сборе и обработке данных разных типов, помогающих им предоставлять клиентам больше услуг и продуктов. ГИС играет в этом процессе важную роль, поскольку пространственная привязка позволяет интегрировать все эти наборы данных в одно целое на основе общего географического критерия. Не все наборы данных имеют атрибуты точного адреса или почтового индекса, но практически все данные относятся к определенному местоположению или зоне, то есть это чистая ГИС, и здесь возможности данной технологии не имеют аналогов.


ГИС для управления активами и планирования, пример из Швейцарии.

В этом контексте одной из популярных сфер применения ГИС стал направленный маркетинг, когда для маркетинговых целей определяется целевая группа получателей рекламы. Например, вы или ваш клиент хотите отправить рекламные предложения в радиусе 5 километров от ваших мага- зинов семьям с детьми до 10 лет или без детей, или автомобильный дилер хочет отправить рекламу соседям тех, кто купил автомобиль в прошлом месяце, или продуктовый магазин хочет найти новых клиентов в зоне охвата его ближайших конкурентов. Для решения подобных задач требуются несколько геопривязанных наборов данных и простые ГИС-инструменты. А выгода, получаемая от более эффективной и точной рекламы, побуждает заказчиков делать новые рассылки.

Розничным торговым сетям ГИС полезна в нескольких отношениях. Часто можно легко начать анализ с существующих показателей эффективности сети, таких как число домохозяйств, охватываемых при различных буферных расстояниях от точек продаж, и соотношение расстояние-число домохозяйств в зоне обслуживания магазинов, которое характеризует доступность сети. Можно оптимизировать зоны обслуживания и местоположение магазинов, выяснить, каковы проходимость и трафик, демографические и социо-экономические паттерны в окрестностях магазинов, и в деталях рассмотреть, как демографическая и социо-экономическая ситуация вокруг магазинов коррелирует с выручкой.

Помимо фиксированных на местности объектов розничной сети интересно смоделировать и входящие/исходящие потоки грузовых станций, у которых обычно нет строго определенной зоны обслуживания, в которой собираются и отправляются посылки для соседних станций. На основе этой информации можно оптимизировать сеть грузовых станций и их операции в соответствии с историческими данными спроса и вычислить корреляции спроса с социо-экономическим профилем домохозяйств, компаний и работодателей или с дорожным трафиком.


ГИС в геомаркетинговых исследованиях почтовых служб, примеры из Италии и Франции.

Принятие бизнес-решений в розничной торговой сети тесно связано с вопросами местоположения. ГИС помогает точно понять, от каких факторов зависит процветание или крах торговой или сервисной точки, и принять правильные решения. Компании, занимающиеся почтовым бизнесом и экспресс-доставкой грузов, традиционно изучают распределение спроса на продукты и услуги на карте и его изменение во времени. Такие тепловые карты (карты интенсивности) позволяют увидеть, какой объем приходится на терминал, центр доставки или розничную торговую точку при разных радиусах зоны обслуживания, и сравнить пространственное распределение этого объема по вашим объектам или с сетью вашего конкурента. Они полезны и для других типов пространственного анализа, например, можно выяснить, не слишком ли много премиальных продуктов поставляется на дальнее расстояние и в зоны низкого спроса.

Что в итоге

В заключение еще раз подчеркнем тот факт, что почтовые услуги на 100% связаны с местоположением. Если вы хотите эффективно оперировать своим бизнесом и правильно планировать обслуживание клиентов, вам необходимо анализировать данные, получаемые в процессе обслуживания клиентов, чтобы оптимизировать развитие производственных мощностей и операций по мере роста спроса на определенные товары и услуги. Отвечать требованиям современной философии продаж и эффективного операционного планирования без ГИС невозможно. С помощью ГИС ваша организация может построить полностью прозрачные процессы доставки и реализации продуктов и услуг – не только для внутренних целей, но и в интересах клиентов и потребителей.


Возможность визуального отслеживания процесса доставки посылок, стадий движения груза в реальном времени на единой электронной карте в разных пространственных масштабах.

Для поддержки ее бизнеса в Posti развернута корпоративная ГИС в составе настольных (29 лицензий) и серверных (10 лицензий) продуктов ArcGIS с дополнительными модулями Spatial Analyst, Network Analyst, Geostatistical Analyst, ArcLogistics, GeoEvent и др., имеется постоянная подписка на ArcGIS Online для 5 пользователей. В штате компании 7 ГИС-специалистов, с системой постоянно взаимодействуют более 50 сотрудников, а предоставляемые веб-карты и другие данные просматривает более 400 пользователей. В 2011 г. внедрено и собственное приложение для маршрутизации. Предполагается подписание корпоративного лицензионного соглашения на всю линейку программных продуктов Esri.

Об авторе: Юха Толванен (Juha.Tolvanen@posti.com), руководитель группы проектирования сети в
Posti (Itella), основной почтовой службе Финляндии и международной сервисной компании, оказывающей
услуги в сфере информационных технологий, логистики и почтовой связи в ряде стран, включая Россию.