Учащиеся изучают доводы за и против строительства газопровода

A Study for Pros, Cons of Oil and Gas Pipeline

Канадские школьники используют возможности геоинформационных технологий в процессе обучения разным дисциплинам наук о Земле. В данном примере облачная ГИС ArcGIS Online помогает им решать реальные задачи в ходе выполнения проекта по комплексной оценке влияния прокладки магистрального трубопровода, а приложение для создания карт-историй Esri Story Map – наглядно представить полученные результаты в доступном для коллективного анализа и широкого обсуждения виде.

Предполагаемая 1177-километровая трасса для двух веток трубопровода, который согласно проектной документации должен проходить между провинциями Альберта и Британская Колумбия, вызвала в обществе неоднозначную реакцию. Высказывались как ряд возражений по экологическим и социальным причинам, так и поддержка в его защиту с позиций экономических выгод. ГИС может помочь лучше понять ситуацию и рассмотреть аргументы за и против этого строительства и в других сходных начинаниях. И кроме того, эта технология важна для вовлечения людей, в том числе молодежи в собственные изыскания и поиски ответов на насущные вопросы.

В данной истории рассказывается о том, как с помощью ГИС учащиеся одной из канадских школ стали лучше понимать как преимущества, так и недостатки трубопровода «Северные ворота» (Northern Gateway Pipeline; NGP), а также познакомились с инструментарием современной геоинформатики и его применением в решении важных для общества и познавательных задач.

Грег Нейл (Greg Neil), преподаватель школы Connect Charter School в г. Калгари, провинция Альберта, хотел помочь своим ученикам из седьмого класса, проявляющим склонности и интерес к научным исследованиям, сформировать обоснованные выводы о целесообразности строительства этого трубопровода. Перед началом школьного проекта Нейл определился с технологией, которая предоставила бы его ученикам необходимые инструменты для визуализации и отображения трассы NGP и территории, которая окажется под его воздействием, и могла бы помочь им организовать всю необходимую для анализа информацию и отобразить результаты выполняемого проекта визуально значимым образом. Для этого в качестве оптимального варианта была выбрана развиваемая компанией Esri облачная ГИС-платформа ArcGIS Online.

С помощью готового шаблона карт-историй Esri Story Map работавшие над проектом учащиеся совместно создали веб-приложение с интерактивной картой Northern Gateway Ecoregion Summaries, в котором были обобщены итоговые решения каждой из рабочих групп с критической оценкой положительных и отрицательных моментов, связанных со строительством этого межрегионального трубопровода.

«ArcGIS Online оказался мощным инструментом, который помог моим ученикам понять, какие вопросы им необходимо задать перед началом проведения их изысканий, и как лучше подойти к поиску ответов на них. Ведь, в конце концов, это было их собственное исследование, и на основе полученных результатов они могли четче сформировать свое мнение по данному вопросу, подкрепив его своими аргументами и доказательствами», – отметил Нейл.

Чтобы получить необходимые технические ресурсы, Нейл подал заявку от имени школы и при посредничестве компании Esri-Канада получил образовательный грант (Education Grant). Такой грант, присуждаемый пяти канадским школам каждый год, предоставляет настольное и онлайновое программное обеспечение ArcGIS и сервисы для всех компьютеров в школе, а также техническую поддержку в течение двух лет и соответствующие учебные пособия.

Как участнику образовательного гранта в рамках учебной программы школе была предоставлена корпоративная подписка на ArcGIS Online на безвозмездной основе. Каждый из участвующих в исследовательском проекте учеников получил индивидуальный логин доступа к работе с программным обеспечением, чтобы создавать, сохранять и совместно использовать карты и другие ресурсы, используя персональные ноутбуки. Поскольку ArcGIS Online – это хостируемое компанией Esri безопасное облачное решение, установка программного обеспечения на компьютер каждого учащегося не требовалась.

Прежде у Нейла не было никакого опыта проведения обучения с использованием ArcGIS Online, поэтому он связался со специалистами образовательной и исследовательской группы в Esri-Канада, чтобы воспользоваться ее опытом и учебными ресурсами, и включил их в свой план учебных занятий.

Учащиеся использовали ArcGIS Online как инструмент для отображения, исследования, проектирования и управления информацией при изучении особенностей проекта, чтобы решить, стоит ли одобрить строительство трубопровода в предлагаемой конфигурации или нет. После формулирования вопросов относительно NGP в рамках своего исследования, ученики Нейла, работая в группах, изучали, как корректно проложить предложенную трассу трубопровода с помощью ArcGIS Online. Учащиеся самостоятельно работали над своими участками территории, по которой предстоит проходить трубопроводу. Каждый ученик отвечал за детальное изучение возможных социальных и экологических последствий прокладки NGP в пределах выделенной для него площади.

Для этого с помощью ArcGIS Online учащиеся добавляли к базовой карте изучаемой территории тематические слои, включающие данные по экологии, плотности населения, лесистости, находящихся под угрозой исчезновения видов растений и животных, сейсмичности, гидрологии и т.д., учитывая также договоренности с коренными народами и связанные с землей претензии и конфликтные ситуации.

Ученики организовались в группы, сравнили и обобщили свои выводы и вынесли решение с одобрением или неодобрением и рекомендациями относительно строительства NGP в пределах конкретных изучаемых ими территорий.

Затем, с помощью готовых шаблонов карт-историй Esri Story Map класс создал приложение с интерактивной картой Northern Gateway Ecoregion Summaries (Резюме по экорегиону «Северные ворота»), в котором были обобщены итоговые решения каждой группы исследователей. Все участники проекта подтвердили, что онлайновая работа с ГИС-технологией сделала процесс обучения работе над проектом более интересным и приближенным к реальности.

По словам Нейла, в ходе выполнения данного картографического проекта мнения многих учащихся о трубопроводе претерпели существенные изменения и конкретизировались. Первоначально некоторые из них больше склонялись в пользу целесообразности строительства трубопровода, но в итоге у них сформировалось негативное отношение, а мнение других изменилось на противоположное – скорее положительное.

«В действительности, их мнение во многом зависело от конкретных подрегионов, которые они исследовали, и от масштабов и степени воздействия трубопровода на ситуацию в пределах соответствующих территорий», – высказал свое отношений Нейл.

Этот инновационный школьный проект был удостоен премии мэра город Калгари на экологической выставке (City of Calgary Mayor’s Environmental Expo). Постпроектный опрос показал, что все 30 учащихся, вовлеченных в исследования по проекту, единодушно согласились с тем, что ArcGIS Online является исключительно полезным инструментом обучения и проведения пространственного анализа.

Планировавшаяся трасса прокладки трубопровода Northern Gateway и маршруты танкеров для доставки углеводородов в Южную Азию.

Поскольку выполненный проект оказался по-настоящему успешным, Нейл надеется помочь школе широко использовать ArcGIS Online в изучении разных предметов. Он сказал, что его класс продолжает активно применять возможности ГИС на платформе ArcGIS в учебном процессе: при изучения тем по физической географии, геологии и экологии.

Примечание. Как известно, строительство данного газо-битумо-провода из Атабаски к морскому терминалу на западном побережье страны было отложено по решению правительства Канады. Но это произошло уже после выполнения описанного в статье учебного исследования, результаты которого и сделанные выводы опирались только на аналитические материалы, полученные его участниками – школьниками, и в итоге оказались не столь однозначными.

Пообщаться с Грегом Нейлом можно через Twitter, см.: @CGEDNeil.