Владимир Андрианов, ведущий эксперт DATA+
Географические информационные системы (ГИС) — это успешно развивающаяся информационная технология, эффективно применяющаяся во многих отраслях,
Татьяна Кувшинникова, эксперт DATA+
Межевание полосы отвода железной дороги, как и автомобильной дороги, отличается от межевания других протяженных производственных комплексов. При землеустроительных работах, например, по объектам электросетей, земля выделяется под отдельные опоры или электроподстанции. Когда мы имеем дело с железными дорогами, земельные отводы выделяются не только в пределах железнодорожных станций, но и на всем протяжении железнодорожного полотна, включая насыпи, по которым проложены рельсы, и придорожные лесополосы.
В связи с этим возникают особые требования к технологии проведения работ, связанных с межеванием земель и оформлением документации, большую часть которой составляют планы местности и чертежи отвода. Технологии GPS и ГИС позволяют вам выполнить работу в сжатые сроки и превратить ее в увлекательное занятие. ArcGIS и GPS придут к вам на помощь уже на подготовительной стадии и не оставят без дружеской поддержки вплоть до распечатки итоговых документов.
Рис. 1. Фрагмент плана отвода железной дороги масштаба 1:2000.
Рис. 2. Пример чертежа границ землепользований МПС.
Сказанное выше можно конкретизировать на основе опыта, полученного Бюро Кадастра Таганрога в ходе выполнения проекта “Установление границ полосы отвода Ростовского отделения ФГУП СКЖД МПС РФ”, который был завершен в 2002 году. Программное обеспечение ArcGIS использовалось для решения задач на всех этапах работ.
— Определение зоны интересов:
• буферизация железнодорожного пути;
• выбор планшетов;
• определение объема работ;
• регистрация планшетов в определенной системе координат в ArcMap;
• регистрация чертежа существующего отвода дороги.
— Подготовка топографической основы:
• создание структуры данных, модели данных (встроенные в Microsoft Visio дополнительные модули моделирования ГИС объектов и ArcCatalog);
• векторизация планшетов в пределах зоны интересов (EasyTrace, Editor Arc Map);
• использование различных источников векторных данных в различных проекциях и их отображение в едином пространстве, большой выбор проекций и возможность дополнять список проекций собственными вариантами (мастер задания проекций ArcToolbox).
— Обработка геодезической съемки:
• использование мобильной геодезической съемки при инвентаризации дорог, получение потока координат, включая высоту, непосредственно в момент съемки или при передвижении по инвентаризуемой дороге (GPS технология);
• построение векторных объектов на основе геодезической съемки, уравнивание ходов (ArcGIS Survey Analyst, CREDO);
— Создание отвода железной дороги:
• построение километровых и стометровых пикетов (команда Divide в ArcMap);
• построение отвода по промерам (функции Parallele, Perpendicular, Angle/Length…).
— Подготовка планов и чертежей:
• разбивка карты на листы вдоль дороги (MapSeries ArcMap);
• поворот вида на заданный в сетке листов угол;
• размещение на одном листе нескольких видов с разными направлениями на север;
• создание текстовых меток, аннотирование промеров (Label Features ArcMap);
• отображение карты в соответствии с принятыми стандартами условных обозначений, создание собственных наборов символов (Style Manager ArcMap);
• создание и вывод на план таблицы координат участка земельного отвода дороги (Create reports ArcMap);
• возможность вывода планов на печатающие устройства.
— Согласование отвода дороги:
• хранение всех данных (векторных, растровых, табличных) неограниченного объема и их связей в единой базе данных (например, Oracle);
• многопользовательское редактирование данных и разрешение конфликтных ситуаций (ArcSDE);
• поддержка версий базы данных (ArcCatalog).
— Анализ пространственных данных:
• определение протяженности участка дороги;
• определение площади и периметра отвода дороги;
• определение примыкающих земельных участков и пользователей;
— Проектирование:
• построение трехмерной модели местности, “пролет” над дорогой (3D Analyst, ArcScene);
• определение оптимального маршрута строящейся дороги (Spatial Analyst, Tracking Analyst);
• дальнейшее использование накопленных данных и навыков в корпоративных целях, приобщение к среде ГИС.
Автор благодарит коллектив НПК БК Таганрога за предоставленный материал.