Образовательные возможности ГИС-технологий при изучении географии в школе

Федоровских А.В.; Уральский государственный педагогический университет, Средняя общеобра- зовательная школа № 2 города Реж Свердловской области, E-mail: anastasiya-orekhova@yandex.ru

Educational opportunities of GIS in the study of geography at school

ГИС-технологии вооружают учащихся разнообразными умениями работы с географическими картами, способствуют переходу от традиционной к цифровой школе, в которой результат образования достигается на эффективном применении цифровых технологий. Это утверждение подчеркивает фундаментальную роль картографических знаний и умений и отражает специфику усвоения учащимися содержания школьной географии. В концепции развития географического образования (2016) ГИС-технологии определены в качестве современных средств, позволяющих преподносить информацию максимально доступным для восприятия способом.

Цифровые технологии активно внедряются во все сферы человеческой деятельности: криптовалюта, искусственный интеллект, виртуальная реальность, облачные сервисы, QR-коды, дашборды… На разных этапах развития общества этот период был связан сначала с компьютеризацией, потом с информатизацией, а сегодня – с цифровизацией разных областей нашей жизни, включая и сферу образования.

Цифровизация — это неотъемлемая составляющая школьного образовательного процесса. В Законе РФ «Об образовании» (2013 г.) цифровизация связана с организацией электронного обучения и функционированием в образовательной организации информационно-образовательной среды (ИОС). Согласно требованиям Федерального государственного образовательного стандарта ИОС понимается как открытая педагогическая система, включающая комплекс информационных образовательных ресурсов, в том числе цифровые образовательные ресурсы, совокупность технологических средств информационных и коммуникационных технологий: компьютеры, иное ИКТ оборудование, коммуникационные каналы, систему современных педагогических технологий, обеспечивающих обучение в современной информационно-образовательной среде [16].

Процессы, связанные с цифровизацией, активно развиваются и в системе школьного географического образования. Образовательная роль и ценность школьной географии в этом плане определяется тем, что большая часть информации, которую для разных целей применяет человек, так или иначе связана с пространством. Она отражает важные для изучения и понимания окружающего мира глобальные, региональные, локальные черты и особенности, пространственную дифференциацию и интеграцию развивающихся в этом пространстве событий, явлений и процессов.

Необходимость выявления закономерностей и изучения особенностей развития информационных процессов в географическом пространстве на разных уровнях его организации способствовала появлению в географической науке ГИС — геоинформационных технологий [1-3, 8, 10-11]. Термин ГИС расшифровывается как Географическая Информационная Система, первоначально он применялся для обозначения информационных систем, предназначенных для решения только географических задач [5], но постепенно широта их использования возросла кардинальным образом. Повсеместное применение ГИС, в рамках которых с помощью цифровых карт, данных дистанционного зондирования, статистики, материалов полевых экспедиционных наблюдений, прочих геоданных и информационных ресурсов могут быть изучены географические объекты, социально-экономические и многие другие явления и процессы, привела к расширению содержания данного понятия и связанного с ним научно-прикладного направления.

В научной литературе известны десятки определений понятия «геоинформационная система» (А.М. Берлянт, Л.Е. Гуторова, А.В. Железняков, Д.В. Новенко, А.В. Кошкарев, И.Г. Семакин, А.В. Симонов, Т.С. Тикунов, Н.Д. Угринович и др.). Мы разделяем точку зрения А.М. Берлянта и считаем, что ГИС — это «информационная система, обеспечивающая сбор, хранение, обработку и представление информации о пространственных объектах, позволяющая моделировать системы пространственных объектов и учитывать их сложные взаимосвязи и взаимодействие, являясь мощным инструментом анализа различных природных и социально-экономических систем» [1].

ГИС характеризуются предметной областью информационного моделирования, имеют широкую проблемную ориентацию, что определяется решаемыми задачами научного, познавательного и прикладного характера. Важнейшими среди них выступают такие как изучение и инвентаризация природных ресурсов, в том числе их кадастр, анализ и оценка, мониторинг, управление, планирование, поддержка принятия решений, связанных с познанием, освоением и преобразованием геосистем различного типа и уровня организации. Существенно то, что многие из этих задач связаны с решением более общих социальных проблем в области оптимизации природопользования, региональных систем экономики, градостроительства и т.д., что подчеркивает не только научную, но и социальную ценность географической информации.

ГИС-технологии всё активнее внедряются в систему школьного географического образования. В концепции современного географического образования ГИС-технологии определены «в качестве современных средств, позволяющих преподносить информацию максимально доступным для восприятия способом» [7, с. 5]. Заметим, что проектирование ИОС в системе школьного географического образования во многом связано именно с применением ГИС-технологий, обеспечивающих сбор, хранение, обработку, доступ, отображение и распространение упорядоченной и скоординированной, чрезвычайно емкой и разнообразной геоинформации. В методической системе обучения географии они относятся к категории инновационных «средств обучения».

Характеризуя средства обучения географии, В.П. Голов отмечает, что во многих случаях назначение этих средств — обеспечение наглядности обучения — особенно важно в связи с тем, что учащиеся нередко должны усваивать знания об объектах и явлениях, недоступных для непосредственного восприятия [9]. Следует отметить, что в новой ИОС применение наглядных образов в процессе обучения учащихся географии превращается из вспомогательного, иллюстрирующего приема в ведущее продуктивное методическое средство благодаря компьютерной визуализации учебной географической информации [14]. Созданные с применением ГИС-технологий визуальные модели географических объектов, процессов или явлений позволяют ввести определение понятия, опираясь на визуальное восприятие учащихся, благодаря чему понятие подкрепляется хорошо осмысленным, наглядно представленным и структурированным образом соответствующего географического объекта или процесса; визуально представить термин; представить в очевидной форме скрытые географические связи, особенно причинно-следственные, закономерности и тренды; изложить наглядно трудно воспринимаемые положения теоретических знаний; показать взаимосвязи и взаимозависимости между геокомпонентами, процессами и явлениями; проследить ход рассуждений, приводящих к искомому заключению; выявить подсказку к решению поставленной задачи.

Один из примеров таких учебных задач иллюстрируют карты на рисунке 1. Соответствующее задание (для 6-го класса) звучит так: «Используя рис. 1(а) и 1(б), измерь расстояние от Москвы до Санкт-Петербурга; получившееся расстояние занеси в таблицу. Сравни полученные результаты с действительным расстоянием между этими городами. Сформулируй вывод».

ГИС позволяют визуально представить учебные картографические материалы и инструменты для решения поставленной задачи: 1(а) – Фрагмент карты полушарий (равнопромежуточная азимутальная проекция); 1(б) – Фрагмент карты мира (равнопромежуточная цилиндрическая проекция)
Рис.1. ГИС позволяют визуально представить учебные картографические материалы и инструменты для решения поставленной задачи: 1(а) – Фрагмент карты полушарий (равнопромежуточная азимутальная проекция); 1(б) – Фрагмент карты мира (равнопромежуточная цилиндрическая проекция)

Перечень геоинформационных систем, которые могут применяться в школьном географическом образовании, разнообразен. В нем можно насчитать более двух десятков программ. Наиболее распространенными являются программы Esri семейства ArcGIS с различными программными пакетами – настольные продукты ArcView, ArcEditor, ArcInfo, облачная платформа ArcGIS Online и др. Функциональные возможности этой программной платформы имеют средства создания и редактирования цифровых векторных и растровых карт, выполнения измерений и расчетов по цифровой карте, оверлейных операций, построения ЗD-моделей, обработки растровых данных, например, данных дистанционного зондирования, цифровых космических снимков, средства тематического картографирования, подготовки карт к изданию и публикации, инструментальные средства для деятельности учащихся с базами данных.

С точки зрения методики обучения географии эффективность учебного процесса с применение ГИС связана с формированием различных способов учебной деятельности, необходимых для решения географических задач. К ним относятся поиск и анализ географической информации, имеющейся на цифровой карте, масштабирование, определение по карте расстояний, направлений, высот точек, географических координат, местоположения, протяженности и площади географических объектов. Сюда же относятся способы сопоставления, наложения и сопряженного анализа карт разного содержания для одной территории с целью составления описаний свойств и характеристик географических объектов, выявления взаимосвязей и взаимозависимостей геокомпонентов, например, между климатом и рельефом, климатом и растительностью, установление причинно-следственных связей, умение прогнозировать различные географические процессы. Кроме того, с применением ГИС учащимся предоставляется возможность построения трехмерной модели местности и создание собственных цифровых карт на базе имеющихся тематических слоев, редактирование цифровых контурных карт, подготовка карт к презентации (выполнение компоновки карт) – особо ценные функции ГИС, способствующие развитию у школьников пространственного географического мышления.

Формирование указанных способов учебной деятельности учащихся затруднено, замедлено при использовании традиционных карт, поскольку основано на таких способах учебной деятельности, которые практически невозможно сформировать у школьников с помощью бумажных карт и атласов. Примером может служить прием наложения, сопоставления нескольких карт, порой имеющих разные масштабы. А этот способ учебной деятельности относится к числу важнейших в процессе обучения учащихся географии. Результаты наложения карт помогают понять, глубоко осмыслить учащимися, что наблюдаемые сходства пространственных проявлений географических процессов обусловлены действием реальных причинно-следственных связей. ГИС-технологии позволяют быстро решать такие задачи и помогают ученику провести системный анализ отдельных элементов и их взаимосвязей. Вследствие чего географические знания усваиваются учащимися сознательно, прочно, благодаря собственным познавательным усилиям, что развивает интеллектуально-эвристические способности ученика.

Один из примеров решения таких задач, относящийся к проблеме опустынивания, представлен на рис. 2. Задание к нему звучит так: Определи, какой природный процесс показан на рисунке. Напиши, что ты знаешь об этом географическом процессе? При затруднении обратись за помощью к Интернет-ресурсам. Сравни границы и определи площадь пустыни в разные годы. Определи, территории каких стран больше подвержены опустыниванию. Ответ запиши. Укажи причины опустынивания и сделай выводы. Предположи, каковы экологические последствия опустынивания для природы региона и человека? Укажи, как в современном обществе пытаются решить эту экологическую проблему? При затруднении обратись за помощью к Интернет-ресурсам.

Экологические проблемы Африки, наступление пустыни Сахара
Рис.2. Экологические проблемы Африки, наступление пустыни Сахара

Кроме того, ГИС-технологии обеспечивают возможность постоянного обновления цифровых карт на основе новых статистических материалов силами самих школьников под руководством преподавателя, в отличие от традиционных, статичных «бумажных» карт. Это означает, что у современного учителя появляется возможность обучать школьников географии, используя самую актуальную, быстро меняющуюся географическую информацию о природе, населении и хозяйстве и их взаимосвязях, рассматриваемых на разных уровнях организации географического пространства.

Теперь обратимся к анализу уникальных образовательных возможностей ГИС-технологий, способствующих достижению предметных, метапредметных и личностных результатов обучения учащихся географии. Развернутое обоснование целесообразности применения современных ГИС-технологий в области образования было представлено еще в 1995г. сотрудниками компании Esri (США), а затем она стала инициатором специальной глобальной программы поддержки образовательной сферы. Изучение и анализ методической [1-2, 6, 8, 15, 17-19, 21] и педагогической [4, 7, 13, 20] литературы дает основание сформулировать следующие образовательные функции ГИС-технологий. Эти функции рассматриваются в соответствии с основными направлениями обучения и развития учащихся.

Ведущая образовательная функция ГИС-технологий связана с познавательным и личностным развитием учащихся. Сюда относятся: формирование умений наблюдать, выделять географические элементы в предлагаемом изображении, определять их функциональные особенности; развитие наблюдательности и воображения; ускоренного во времени с помощью ГИС-технологий формирования понятий, складывающихся обычно в результате длительного анализа, обобщения, синтеза, систематизации фактов, явлений и наблюдений; развитие мышления, например, наглядно-действенного, наглядно-образного, интуитивного, творческого, теоретического, пространственного, визуального [14].

В отличие от традиционных и хорошо известных в теории и практике школьного географического образования средств обучения, ГИС-технологии уникальны с точки зрения развития у учащихся пространственного воображения, пространственного мышления, результатом которых более четко и наглядно выступают образы географических объектов и процессов. Эти образы достоверны, обладают признаками полноты, могут быть динамичны. Относительно простые образы отдельных географических объектов (холм, гора, равнина, река) интегрируются, объединяются мышлением в рамках конкретной территории, образуют более сложный образ большой территории, целого региона, страны. Мы специально выделяем образовательные возможности ГИС-технологий в развитии у учащихся пространственного воображения, мышления, выступающих базовыми элементами формирования географической картины мира учащихся, интегрирующей фундаментальные географические знания и способы научного географического познания.

Интересный опыт развития пространственного мышления с помощью ГИС-технологий отражен в работах Майкла Н. ДеМерса (одна из его базовых книг переведена на русский и издана компанией Дата+, см. [3]). По словам автора, «исследование Земли посредством ГИС основывается на человеческой способности мыслить пространственно; пространственное мышление требует умения выбирать, наблюдать, измерять, записывать и характеризовать то, что нам встречается, а мощные возможности современных ГИС позволяют показывать, описывать и численно представлять пространственные связи, что на протяжении долгого времени было основной задачей географов». Систематическое применение в учебном процессе ГИС-технологий способствует постепенному развитию пространственного мышления учащихся: развиваясь от класса к классу оно становится более широким по объему, менее наглядным и более абстрактным, но в то же время более содержательным [13, с.161].

На наш взгляд, еще одной существенной чертой пространственного мышления выступает его ценностно-смысловая нагруженность, отражающая систему личностных смыслов и отношений ученика, его субъектный опыт, связанный с изучением, моделированием географического пространства на разных уровнях его организации. Благодаря чему географические знания ученика, пронизанные системой личностных смыслов, установок, отношений, создают собственную для него географическую картину мира. А она, в свою очередь, влияет на формирование ментальности, направленность личности, регулирует сознание, поведение и деятельность человека в географическом пространстве. Отсюда следует, что включение ГИС-технологий в учебный процесс по географии стимулирует процессы самоопределения человека в географическом пространстве и в системе знаний о нем, порождает процессы смыслоопределения, что соответствует личностным образовательным результатам, задаваемым ФГОС.

К образовательным возможностям ГИС-технологий, связанным с познавательным развитием учащихся, также относится достижение новых образовательных (метапредметных) результатов, обеспечивающих готовность и способность учеников выполнять деятельность поисковой направленности. Это направление позволяет объединить различные способы учебной деятельности (эвристические, регулятивные, предметные географические), например, умение находить информацию, необходимую для решения проблемы, устанавливать причинно-следственные связи, выдвигать гипотезы на основе анализа, моделирования, прогнозирования географических ситуаций проблемного характера.

Не менее важной образовательной функцией ГИС-технологий является интенсификация различных компонентов и процесса обучения географии в целом. Во-первых, это проявляется в повышении мотивации учебной деятельности, например, за счет наглядной компьютерной визуализации учебной информации, применения в процессе урока анимационных роликов, процессов прогнозирования, моделирования, возможности управления, выбора режима учебной деятельности. Наиболее ценно, на наш взгляд то, что компьютерная визуализация учебной географической информации позволяет показать географические явления в движении, зафиксировать явления, отдаленные от учащихся, а иногда неповторимые или недоступные для непосредственного наблюдения в природе. Самым существенным является то, что ГИС-технологии позволяют отразить различную скорость развития географических процессов, их пространственно-временную динамику и результаты (рис. 3). Некоторые географические процессы могут быть показаны ускоренно, например, сокращение площади Аральского моря, другие, наоборот, замедленно, например, сближение литосферных плит, замыкание геосинклинали и ее последствия. Низкая заинтересованность современного школьника в учении является серьезной проблемой основной школы, и внедрение ГИС-технологий с их средствами продвинутой визуализации и анализа, в определенной степени, способствует ее решению.

Процесс обмеления Аральского моря-озера
Рис. 3. Процесс обмеления Аральского моря-озера

Вот один из примеров учебных заданий (для 7-го класса), представленный на рисунке 3. Оно формулируется следующим образом: Определи географические координаты Аральского моря-озера. Сравни очертания водного объекта в разные годы. Определи, как происходило усыхание озера за последние 40 лет. Укажи причины усыхания и сделай выводы. Предположи, каковы экологические последствия резкого обмеления озера для природы региона и человека? Укажи, как в современном обществе пытаются решить эту экологическую проблему? При затруднении обратись за помощью к Интернет-ресурсам. Объясни тот факт, что на дне Аральского моря в Казахстане обнаружено древнее погребение – остатки мавзолея, возведенного примерно в XI-XIV вв. О чем говорит его наличие на бывшем дне озера.

Во-вторых, ГИС-технологии позволяют углублять межпредметные связи при решении учебно-познавательных задач в процессе интеграции учебного содержания различных предметов. Так, например, внедрение ГИС-технологий в школьное образование может послужить средством интеграции информатики с географией. В методике обучения географии известны примеры применения ГИС-технологий в создании интегрированного учебного проекта при обучении учащихся другим предметам, например литературе [18]. Необходимо отметить и тот факт, что применение ГИС-технологий на системной основе способствует формированию информационной компетентности учащихся – одного из ключевых результатов освоения основной образовательной программы, зафиксированной во ФГОС.

В дополнение к указанным образовательно-развивающим возможностям ГИС-технологий как инновационного средства процесса обучения учащихся географии отметим ускорение во времени процессов вычислительных операций и нахождения учащимися необходимой географической информации. Так в традиционном обучении для измерения расстояний и площадей по карте нужны специальные инструменты – линейка, транспортир, курвиметр, сетка или планиметр. Тогда как с применением инструментария ГИС процесс измерения расстояний и площадей приобретает автоматизированный характер, что ускоряет процесс нахождения значений, позволяет сосредоточить внимание учащихся на интерпретации географической сущности полученных результатов. Приведенный тезис реализует принцип временной эффективности обучения. Сущность указанного принципа состоит в том, что время, затрачиваемое на усвоение базового содержания, снижается за счет применения обобщенных способов учебной деятельности и грамотного применения комплекса видов представления и обработки учебной информации.

Полученные в результате обучения знания и навыки можно использовать и для выполнения разнообразных исследований и проектных заданий, таких, как показано на рис. 4. Вот соответствующее задание (для 8-го класса): используя 3D модель Алапаевского района, смоделируйте горнолыжный комплекс и предложите клиентам 3 разных величины уклона: новичок, любитель, профессионал.

Рис. 4. Моделирование горнолыжного комплекса в Алапаевском районе.
Рис. 4. Моделирование горнолыжного комплекса в Алапаевском районе

Примеры других исследовательских работ, в числе прочего способствующих расширению знаний, привлечению внимания и интереса учащихся к изучению своего региона, а также навыкам коллективного творчества, приведены на рисунке 5.

Рис. 5. Примеры исследовательских проектов учеников разных классов
Рис. 5. Примеры исследовательских проектов учеников разных классов

Подводя итоги, укажем, что образовательный потенциал ГИС-технологий будет реализован в полной мере только в том случае, если в процессе обучения организовать активную учебно-познавательную деятельность учащихся при решении учебных географических задач [12]. ГИС-технологии при систематическом их применении выступают мощным ресурсом обновления содержания школьной географии, методов обучения, а значит, могут существенно повлиять на методическую систему обучения географии в целом в плане повышения качества и эффективности ее функционирования, направленности на достижение новых образовательных результатов, задаваемых целями электронного обучения учащихся.

Об авторе
Анастасия Владимировна Федоровских, магистрант факультета естествознания, физической культуры и туризма Уральского государственного педагогического университета, г. Екатеринбург; учитель географии муниципального автономного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 2», г. Реж, Свердловская область; e-mail: anastasiya-orekhova@yandex.ru.

Ее рассказ об опыте преподавания географии в школе с использованием возможностей геоинформационных технологий привлек интерес и внимание многочисленных участников 26-й конференции Esri в России и СНГ, прошедшей в виртуальном формате в ноябре 2020 года.

Литература

  1. Берлянт, А. М. Картография: Учебник для вузов / А. М. Берлянт. – М.: Аспект Пресс, 2002. – 336 с
  2. Гуторова, Л. Е. Основы геоинформатики и геоинформационных технологий: Электронный учебник по курсу «Основы геоинформатики и ГИТ» для студентов педагогических вузов [Текст] / Л.Е. Гуторова. – Нижний Тагил: НТГСПА, 2004
  3. ДеМерс, Майкл Н. Географические Информационные Системы. Основы.: Пер. с англ. – М. : Дата+, 1999. – 471с.
  4. Закон об образовании в Российской Федерации : [федер. закон : принят Гос. Думой 21 декабря 2012 г., одобрен Советом Федерации 26 декабря 2012 г.]. – М.: Издательский Дом «Ажур», 2013. – 172 с.
  5. Информатика и информационные технологии. Учебник для 10–11 классов / Н.Д. Угринович. – 3-е изд. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2006. – 511с.
  6. Капустин В.Г. ГИС-технологии как инновационное средство развития географического образования в России // Педагогическое образование. – 2009. — №3. с. 68-76
  7. Концепция развития географического образования в Российской Федерации [Текст] https://docs.edu.gov.ru/document/54daf271f2cc70fc543d88114fa83250 (дата обращения: 10.12.2020)
  8. Крейдер, О. А. Информационная среда использования ГИС-технологий в образовании [Текст] // Фундаментальные исследования. – 2007. — №2 – 63 с.
  9. Методика обучения географии в средней школе: Пособие для учителя / Под ред. И. С. Матрусова. – М.: Просвещение, 1985. – 256 с.
  10. Новенко, Д.В. Использование геоинформационных технологий в школьном географическом образовании [Текст] / Д.В. Новенко // «География в школе». — 2007. — №7. с. 36-40.
  11. Новенко, Д.В., Железняков, А.В. и др. Информационный геокомплекс, предназначенный для использования в процессе обучения географии в общеобразовательной школе и включающий программный инструмент для работы с цифровыми географическими картами, комплект цифровых географических карт и снимков, полученных с искусственных спутников Земли. Методические рекомендации [Текст] / А.В. Железняков, Д.В. Новенко и др. – М. — 2008. – 78 с.
  12. Орехова А.В., Поздняк С.Н. Формирование геоинформационной компетентности учащихся на основе применения ГИС-технологий // Педагогическое образование в России. – 2013. – №2. – С. 121-128.
  13. Петрова, Н. Н. Методика преподавания географии в дифференцированной школе: методическое пособие для учителей географии [Текст]/ Н. Н. Петрова. – М.: ООО «Блик и Ко», 2000. – 334с., с.161
  14. Резник Н.А. Методические основы обучения математике в средней школе с использованием средств развития визуального мышления. – Дисс. на соискание уч. степени д-ра пед. наук. – Санкт-Петербург, 1997. – 500 с.
  15. Рогачёв А.В. Цифровая картография. Геоинформатика // География, 1999. — № 4. – С. 1-2
  16. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования / Мин-во образования и науки Рос. Федерации. – М.: Просвещение, 2013. – 63 с.
  17. Финаров Д.П. ГИС: отбор содержания и методика их изучения в школьном курсе Географии России // География в школе, 2005. — №5. – с. 56-58
  18. Хасаншина, Н. З. Теория и методика использования учебных геоинформационных систем в профильной подготовке школьников : дис. … канд. пед. наук : 13.00.08 / Хасаншина Нафиса Закиевна. – Тольятти, 2004. – 180 с.
  19. Цыпина Э.М. Тематические карты и геоинформационные системы для всех.// География. — 1991. — № 9. с. 20-24
  20. Чернобай Е.В., Методические основы подготовки учителей к проектированию учебного процесса в современной информационной образовательной среде. – автореф. дис… докт. пед. наук/Е.В. Чернобай. – М.: [б.и.], 2012. – 50 с.
  21. Юртаев А.А. Использование ГИС-технологий в подготовке будущих учителей географии // География в школе. – №6. – 2012. – С. 55-58