Ливанский Красный Крест применяет ГИС и технологию Location Intelligence

Райан Ланклос, компания Esri

Lebanese Red Cross Uses Location Intelligence to Deliver Aid and Build Trust

Ливанский Красный Крест использует инструменты Esri в своей повседневной деятельности и при возникновении чрезвычайных ситуаций. ГИС и быстрый доступ к точным картам особенно важны в зонах конфликта. Они и применение оперативной аналитики данных на основе местоположения (Location Intelligence) помогают успешному проведению гуманитарных и спасательных операций, обеспечивают постоянный мониторинг потребностей в донорской крови и процесса переливания крови. В конечном итоге, такая деятельность способствует восстановлению доверия и нормальных социальных взаимоотношений в этом конфликтном регионе, пострадавшем от военных действий. А мобильные ГИС-приложения для работы в поле помогают штатным сотрудникам организации и волонтерам решать сложные задачи сбора данных, управления проектами и выполнения ведущихся программ.

В середине 2017 года ливанская армия провела обмен с Сирией, позволивший вывести боевиков Исламского государства и боевиков, связанных с «Аль-Каидой», которые были зажаты в горах на северо-восточной границе Ливана с Сирией. Сотрудники Ливанского Красного Креста (LRC) использовали спутниковые снимки и возможности географической информационной системы (ГИС) для планирования создания точек возврата ‑ мест, где раненые бойцы могли безопасно садиться в машины скорой помощи, и для определения маршрутов эвакуации, уменьшающих возможность того, что удаление этих иностранных сил вызовет возобновление военных действий.

«Я отвечал за ГИС и применение этой технологии, и задача исправления и проверки точности карт была критически важна, поскольку любая ошибка могла привести к конфликту, ‑ говорит Чахин Хамзе, IT-менеджер LRC. ‑ Было страшно».

Добровольцы LRC переправили раненых бойцов через границу к машинам скорой помощи Сирийского Красного Полумесяца и отправились за следующей партией. Организации удалось обеспечить безопасность водителей машин скорой помощи, подключив ГИС к спутниковым приемникам GPS, которыми была оснащена каждая машина, благодаря чему постоянно отслеживалось их движение и ход всей операции в целом. Транспортировка почти 8000 вооруженных бойцов включала три проезда колонны из 120 автобусов и 40 машин скорой помощи, и карты помогли спланировать и решить эту сложную задачу.

Ливанский Красный Крест является единственной национальной службой скорой помощи в этой стране.

Работники LRC имеют опыт картографирования в условиях чрезвычайных ситуаций. Они также используют ГИС-карты для отслеживания расположения минных полей и складов неразорвавшихся боеприпасов, находящихся в стране.

«Мы используем ГИС для составления точной карты минных полей, для того чтобы все знали, где находятся такие области и как их обойти, ‑ говорит Хамзе. ‑ И координаты должны быть точными».

Помогаем людям, укрепляем доверие

Благодаря своей миссии по содействию наступления мира и облегчению человеческих страданий – независимо от национальности, политической или социальной принадлежности людей, ‑ Ливанский Красный крест стал одним из важных элементов общественной жизни в этом нестабильном регионе.

Имея в своем составе менее 400 получающих оплату сотрудников и 12 000 волонтеров, LRC по сути является единственной национальной службой скорой помощи и госпитализации. Он также работает над укреплением взаимосвязей между различными фракциями и сообществами, уделяя особое внимание вопросам социальной сплоченности и интеграции.

«После 33-дневной войны 2006 года у Ливанского Красного Креста появилось четкое видение путей расширения возможностей и поддержки повседневной работы, ‑ говорит Кассем Чаалан, руководитель программы LRC по снижению риска чрезвычайных ситуаций. ‑ Да, у нас не очень-то большое финансирование, но при этом мы богаты своим опытом, знаниями и мотивацией».

Годы конфликтов привели к тому, что Ливанскому Красному Кресту часто приходится работать в разрушенных, засыпанных обломками районах.

«Кассем и я начали нашу работу, когда нам было по 17 лет, и мы находимся на этой службе уже более 18 лет, ‑ продолжает рассказ коллеги Хамзе. ‑ Мы понимаем менталитет ливанского народа и стараемся работать ему на благо».

Ливанский народ вынужден жить в условиях непрекращающегося конфликта. Долгая гражданская война началась в 1975 году и продолжалась до 1990 года. Война расколола страну на сектантские кантоны. В 2011 году война в соседней Сирии затронула и Ливан, вызвав наихудшую со времен гражданской войны ситуацию.

«Когда вы живете в стране с большим количеством кризисов, решения должны приниматься быстро, и вы учитесь значительно быстрее, чем другие страны, не находящиеся в подобной ситуации, ‑ сказал Хамзе. ‑ За свою жизнь я прошел через четыре войны».

В условиях войн и конфликтов работники LRC осуществляют мирную миссию, оказывая помощь нуждающимся людям. «Мы как семья, ‑ сказал Ибрагим Али Ахмад, ГИС-специалист LRC. ‑ Народ доверяет нам».

Помогаем самым уязвимым (нуждающимся)

Чтобы осуществлять свою деятельность оптимальным способом, сотрудники LRC разделены на ряд подразделений, осуществляющих: скорую помощь; неотложную медицинскую помощь; управление операциями при стихийных бедствиях и угрозах; управление банком крови; работу с молодежью. Кроме того, было принято решение о децентрализации операций и создано 40 станций, на которых работают сотрудники и волонтеры, выполняя более 1,2 миллиона актов гуманитарной помощи в год.

«Мы считаем необходимым быть ближе к самым нуждающимся и уязвимым людям», ‑ говорит Хамзе.

Число сирийских беженцев в Ливане недавно перевалило за полтора миллиона, к ним добавились еще полмиллиона беженцев из Палестины. Это означает, что в стране сейчас огромное количество по сути беззащитных людей: пять миллионов ливанцев и два миллиона беженцев.

Чтобы удовлетворить постоянно растущий спрос на свои услуги, LRC открыл несколько центров переливания крови. Всего планируется 13 таких центров. Для определения потребности в крови и местоположений доноров LRC также использует ГИС.

«Мы отображаем на карте доноров, исходя из их группы крови, ‑ рассказывает Чаалан. ‑ Если, например, возникает нехватка крови А+, мы знаем, где ее можно получить и где делать переливание».

Карта доноров крови помогает Ливанскому Красному Кресту определить, где необходимо проводить сбор и переливание крови.

Вместо принципа «сверху вниз» ливанский Красный Крест работает над формированием требуемых ресурсов и предоставлением необходимых сервисов в каждом сообществе.

«Сообщества не будут защищены, пока они не будет информированы и осведомлены о возможных рисках. Мы используем ГИС, чтобы обеспечить людей информацией и соответствующими ресурсами», ‑ отмечает Чаалан. ‑ Мы продолжаем расширять поддержку сообществ путем создания местных групп реагирования на чрезвычайные ситуации. Мы работаем над тем, чтобы связать их с нашим диспетчерским центром и горячей линией экстренной помощи, что позволит уменьшить время отклика и отправлять на каждый из вызовов ближайшую команду».

Снижение риска от стихийных бедствий

В дополнение к человеческим конфликтам, постоянно происходящим в Ливане, страна сталкивается с природными рисками, связанными с географическим положением: ее территория расположена вдоль линии тектонического разлома и подвержена землетрясениям, цунами и оползням.

Чтобы получить лучшее представление о готовности к стихийным бедствиям, сотрудники LRC решили провести оценку опасностей, уязвимости и потенциала реагирования на стихийные бедствия в каждом сообществе страны. Однако объем данных, которые им нужно было собрать, оказался действительно огромным.

«Мы понимали, что нам может помочь ГИС, но не знали, как справиться с этим проектом, пока не начали сбор данных с помощью мобильного приложения Survey 123 for ArcGIS», ‑ рассказал Чаалан. Использование этого простого инструмента получения информации в полевых условиях с использованием портативных устройств помогло упростить сбор данных, однако управление этой широкомасштабной программой продолжало создавать проблемы.

«Когда я консультировался с IT-командой, я сказал: «Моя работа менеджера очень сложна, потому что эта программа столь масштабна, ‑ продолжает Чаалан. ‑ Именно тогда они предложили решение на основе диспетчерского приложения с информационной панелью Operations Dashboard for ArcGIS, которое позволяет ежедневно контролировать нашу деятельностью. Теперь для понимания текущей ситуации мне достаточно лишь нажать нескольких кнопок».

С помощью таких информационных панелей менеджеры LRC могут видеть, чем заняты волонтеры, количество и тип выполняемых ими мероприятий, а также получать подробную информацию о каждом проекте. Это создает возможность контролировать достигнутый прогресс, соблюдение сроков и поставленных задач.

Ливанский Красный Крест закартировал угрозы и уязвимость страны перед стихийными бедствиями, включая землетрясения, наводнения и эрозию почв.

«Мы используем ГИС в качестве инструмента управления проектами и подключаемся к другим сервисам, в частности к Microsoft Power BI, для осуществления анализа нашей деятельности», ‑ говорит Хамзе.

Обследования и опросы, помогающие узнать о перемещенных людях

Ливанский Красный Крест стал опытным пользователем мобильного приложения Esri Survey123 for ArcGIS, использующегося в организации для сбора данных в поле. Для работы с сообществами сотрудники LRC создали 50 различных форм опросов (более 1200 вариантов выбора!) для оценки готовности к стихийным бедствиям.

Опросы также помогают получить более полное представление о сообществах по всему Ливану. Собранные данные объединяются, чтобы обеспечить полноту накапливаемой информации и гибко использовать одни и те же данные в различных существующих системах.

В условиях постоянной смены состава волонтеров, ухода одних и появления других простота работы по проведению опросов на основе представленных в цифровом виде форм имеет важное значение. Мобильные приложения Esri, такие как Survey123 for ArcGIS предоставляют добровольцам удобный, легкий в использовании инструмент и применять его в своей работе сразу, практически без предварительной подготовки.

Привлечение и воспитание молодежи

В рамках своей молодежной программы сотрудники Красного Креста проводят мероприятия по обеспечению готовности к чрезвычайным ситуациям в 200 учебных классах при школах по всей стране, обучая молодых людей необходимым навыкам и давая им знания в этой области.

«Сообщество не будет защищено, если оно не будет информировано и осведомлено о рисках, ‑ говорит Чаалан. ‑ Мы используем ГИС и точные цифровые карты, чтобы обеспечить сообщество информацией и ресурсами».

Информационные диспетчерские панели на основе приложения Operations Dashboard for ArcGIS упрощают мониторинг текущей деятельности LRC, а также ход выполнения конкретных проектов, связанных, например, с работой по снижению риска от стихийных бедствий.

Например, в ливанском городе Триполи мы проводим в школах совместную работу с конфликтующими друг с другом группами, чтобы не только повысить готовность к чрезвычайным ситуациям и безопасность жизнедеятельности, но и снизить общую напряженность между людьми.

«Работать с представителями нового поколения относительно легко, но нам нужно получать информацию и от более старших, потому что сила сейчас у них, ‑ продолжает Чаалан. ‑ Тогда мы можем взять ее и использовать для подготовки молодежи, потому что они – наше будущее».

Сотрудники и волонтеры LRC смогли завоевать доверие в стране, потому что на протяжении всех войн и конфликтов они всегда были рядом с людьми, предоставляя им реальную помощь и поддержку. Престиж организации настолько возрос, что она стала советником правительства в области разработки стратегии устойчивого развития.

«Мы подготовили основу и общественные структуры и за три‑четыре года доказали, что можем помочь изменить Ливан, ‑ подытожил Чаалан. ‑ Мы не ссылаемся на какие-то проблемы, привнесенные другой страной, а взяли на себя ответственность, освоили технологию – и изменили сложившуюся ситуацию».

Ливанский Красный Крест активно применяет мобильные приложения Esri при социологических обследованиях на основе многих готовых опросных форм в цифровом виде для определения потребностей и устойчивости сообществ.

Дополнительную информацию об использовании ГИС и аналитики на основе местоположения в области обеспечения общественной безопасности и поддержания стабильности можно посмотреть на сайте Esri на странице keep communities safe.

По материалам блога Esri.

Об авторе. Райан Ланклос (Ryan Lanclos) ‑ директор по решениям в области общественной безопасности в Esri. Он является экспертом по использованию ГИС в области управления чрезвычайными ситуациями и гуманитарными операциями, руководит Программой Esri по реагирования на стихийные бедствия, которая обеспечивает круглосуточную ГИС-поддержку для организаций при ЧС. Ранее Райан занимал должность главного ГИС-специалиста штата Миссури и советника по ГИС Консультативного совета по внутренней безопасности при губернаторе штата, а также участвовал в работе группы по инновациям и экспертной группы ООН по различным программам.